ГоБиблиотека: История/Азия

История игры Го в Азии – там игра зародилась, отсюда началось ее распространение по всему остальному миру.

Го, ГоКарта => Го/История = История (ИсторияКарта)

Оглавление документа


Япония
  • Иго – общее название игры го в современной Японии (досл. по яп. – «игра го»).
  • Сю-дан – одно из старых названий игры го (досл. по яп. – «язык жестов»).
  • Ран-ка – также древнее название го (досл. по яп. – «гниение топора», а смысл названия ясен из древней легенды о дровосеке: он поседел, пока наблюдал за игрой двух старцев, а ручка его топора сгнила).
  • У-ро – название, символизирующее черные и белые камни ( досл. по яп. – «ворона и цапля»).
  • Хо-эн – символизирует камни и доску (досл. по яп. – «квадрат и круг»).
  • Дза-ин – это название выражает душевное состояние отшельника, погруженного в го (( досл. по яп. – «сидящий отшельник»).

Китай
  • Йи – древнее название игры го в Китае.
  • Вэйци – современное китайское название (примерно означает «игру в осаду», иногда переводится как «облавные шашки»).

Корея
  • Бадук (Падук) – современное корейское название.

Вьетнам
  • ко-вай (co vay) – значит то же самое, что и вэйци «ко» – игра, «вай» – окружение.
  • ви ки (vi ky) – другое название игры Го как вьетнамское произношение двумя иероглифов в «вэй-ци»
Прочитайте «Игра Го (ко-вай)во Вьетнаме» Автор КонстантинБайрактаров, Болгарская Ассоциация Го

Некоторые другие восточные названия игры го
  • миг-манг — го по-тибетски.
  • дервелч — го по-монгольски.
  • ко-вай (co vay) — го по-вьетнамски.
Подборка взята из ветки форума



Краткий исторический очерк, подготовленный по материалам книг и статей – см. ссылки в данном разделе, а также сайт СибГо. Автор — СергейПавлов

Вместо предисловия

«Лучший пробный камень для определения ума человека», – эти слова о шахматах принадлежат знаменитому французскому философу и педагогу Дени Дидро. Шахматы давно и прочно вошли в жизнь людей и стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Однако в странах Востока – Японии, Китае, Корее – в обычные «индоевропейские» шахматы почти не играют, но зато широко распространена другая интеллектуальная игра – го, роль которой в культурной жизни восточных народов не менее значима. Эта игра вышла за пределы узкого круга восточных стран только лишь в конце XIX столетия, но с тех пор уже успела покорить почти весь западный мир. В чем же заключается секрет этого феномена? Может быть в том, о чем так образно выразился один из посетителей российского го-форума:

Го отражает дух Востока. Это единственная дисциплина, которая сочетает в себе не только интеллектуальный вызов, но и путь к развитию тех качеств личности, которые выходят на главную роль в боевых искусствах: умение владеть собой, спокойствие и сосредоточенность, чистый и светлый ум. Список можно и продолжить, зачем? Го – это культура и традиция, это взгляд на борьбу как на высшее искусство. Го – это Путь. И этот путь нелегок, приходится отдавать ему много сил, причем, не заботясь о собственной выгоде, ибо для того чтобы увидеть, что дает этот путь, надо пройти его, а на это способны немногие.
Го – это спокойствие, стрекот цикад, прохладный ветер с моря, кружка зеленого чая и легкий стук камней... Го – это поэзия логики, захватывающая борьба противоположных сил. Рисунок камней несет в себе чувство единения со всем миром – ответ на свою жизнь виден на доске... Когда закат освещает комнату и лето с тихим шелестом кружится вокруг, гобан вмещает в себя Вселенную. Когда уходит желание победить, будущее улыбается игроку. Победа – это не сломленное сопротивление, а лишь рябь на поверхности океана сознания. Игра бесконечна...
Го – это не инструмент для достижения каких-либо целей; думать так, значит остановиться на пути по их достижении. Го – это и есть сама цель. Нет такого произведения искусства, которое могли бы понять все. То, что рождается на гобане, понятно немногим. Хочется показать всем, рассказать всему миру об этом, но когда понимаешь, какой пройден путь, сколько лет утекло, прежде чем понимание красоты игры стало моим постоянным спутником, опускаются руки. Трудно ожидать от человека, что он, не зная зачем, начнет Путь длиною в Жизнь. Это не объяснишь словами...

Автор этого монолога – наш современник, любитель 2-го дана и руководитель недавно созданного во Владивостоке «Восточного клуба го» АлексейХованец. Каким же внутренним потенциалом должна обладать эта «Игра Богов», чтобы вызывать такие глубокие ассоциации! Здесь как мир в капле воды отразился весь путь, вся древнейшая история возникновения и развития игры го как искусства, причем сам процесс игры – это не просто соперничество двух противоборствующих сторон: черные и белые камни символизируют вечное диалектическое единство и борьбу противоположных сил: мужского и женского начала, добра и зла, дня и ночи, т. е. все то, что в восточной философии подразумевается под двойственностью понятий ян и инь.

Что дошло до нас из глубины веков

Информация о происхождении игры го, как и истоки восточной философии в целом, теряется в глубине веков. В литературе по истории го приводятся оценки возможного возраста игры в достаточно широких пределах от 2500 до 5000 лет. Как бы то ни было, но считается общепризнанным, что во времена Конфуция (Кун Цзы, 551 – 479 гг. до н. э.) эта игра, которая именовалась тогда «йи», уже была широко распространена в Китае, хотя в ту эпоху увлечение игрой го осуждалось и ставилось на лестнице моральных ценностей всего на одну ступень выше обжорства и безделия.

Одним из первых материальных свидетельств древности происхождения го является доска размером 17х17, датируемая не позднее 200 г. н. э. Эта реликвия хранится сейчас в Историческом музее Бейджинга. Древний размер доски – 17х17 – до сих пор используется в тибетском варианте го. Много исторических «следов» можно обнаружить и в легендах, мифах, анекдотах и др. фольклоре. В частности, ряд легенд приписывает авторство в изобретении игры го полумифическим китайским императорам Яо и Шуню (23 век до н. э.), которые якобы использовали го для развития ума своих туповатых сыновей.

Имя императора Яо связывается по другим легендам с широким распространением гадания и созданием календаря. Это очень привлекательная гипотеза, так как во все времена при предсказаниях погоды и видов на будущий урожай гаданию, в том числе по звездам, придавалось большое значение. При этом использовались различные схематические изображения звездного неба: рисунок трещин на камнях или засохшей глине, на костях или панцырях черепахи. Здесь можно обнаружить также аналогию с изобретением в Китае магических квадратов, схематическое изображение которых очень похоже на го-диаграммы: с помощью таких диаграмм и сегодня зарисовываются позиции в игре го. Легко представить себе как некто, приступив к гаданию, начинает «игру с судьбой» и расставляет на расчерченной доске камни двух цветов, символизирующие силы добра и зла, и строит на основе получающейся картины предсказания своей или еще чьей-либо судьбы. Квадратная доска должна была изображать Землю, прямые линии – божественные силы, черные и белые камни – инь и ян. Все это вместе взятое, с учетом взамного расположения камней, могло рассматриваться как модель «Космоса» или «Вселенной».

По другой интерпретации 361 игровой пункт доски 19х19 (такой же размер в современном варианте го) символизирует число дней в лунном году, четыре части доски с прилегающими углами – времена года и т. д. В любом случае вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что фантазия предсказателя несомненно могла соединять в одну ломаную какие-то группы камней одного цвета, аналогично тому как с древних времен объединяют звезды в созвездия. А далее уже легко было представить и замкнутые области доски, «ограниченные» этими воображаемыми «заборами» с камнями в качестве «кольев» – вот и получается модель разделения территорий на «целинных землях», так часто используемая сегодня при образном описании процесса игры в го.

Часть исследователей указывают также на возможную связь изобретения игры го с военнным искусством. Однако, в отличие от шахмат, здесь практически отсутствуют какие-либо прямые аналогии: одним из самых часто встречающихся словообразующих корней в терминологии го (см. глоссарий) является тэ («рука»), более того, многие древние термины, дошедшие до наших дней, относятся часто к движениям рук: «бросок», «толчок», «блок», или вообще – «прыжок» и т. п, а одно из сохранившихся древних названий игры го (сюдан) переводится как «язык жестов». Скорее всего военачальники в те далекие времена уделяли много времени игре го как вспомогательному инструменту, прикладной игре, способствующей развитию стратегического мышления и тактического воображения, изобретательности.

В процессе развития со времен Конфуция до наших дней игра из «йи» превратилась в «вэйци» – так назывется го в современном Китае. Доска несколько раз меняла свой размер, который сегодня равен 19х19 (361 игровой пункт). Этот переход от «йи» и от размера 17х17 к современным названию и доске 19х19, произошел примерно в один исторический период – во времена Хань, и начался еще до Р. Х.

Практически уже в современном виде игра го проникла через Корею в Японию в начале первого тысячелетия н. э.. Японский период развития игры го является самым изученным и наиболее плодотворным, так как именно тогда теория и практика го достигли своего наивысшего расцвета за всю историю вплоть до второй половины XIX века, когда в 1868 г. «революция Мэйдзи» нанесла серьезный удар по игре го внутри Японии. Вот наиболее существенные вехи в этом периоде развития го:
  • 701 – императорским эдиктом впервые игра была признана неазартной и приравнена к упражнениям на музыкальных инструментах.
  • 1603 – сёгуном (правителем) Няэсу был издан эдикт об учреждении Академии го. Впервые выдающиеся специалисты получили поддержку правительства в виде земельных угодий и годового пайка риса, а также некоторых привилегий.
  • 1868 – «революция Мэйдзи» привела к упадку го, так как в результате буржуазных реформ игра была причислена к анахронизмам феодального периода. Однако именно тогда игра го и получила возможность выйти на мировые просторы, так как Япония порвала с традиционной политикой изоляции от остального мира.
  • Начало ХХ века – игра го проникла в Европу, там стали создаваться клубы и игрой увлекся чемпион мира по шахматам Эмануэль Ласкер. В связи с этим интересна излагаемая ниже история про «трио Ласкеров», которая, наверное, известна уже всем игрокам го и стала почти легендой.

Однажды чемпион мира и два его брата (тоже сильные шахматисты, и даже может быть и не братья, а просто однофамильцы – по этому поводу нет единой точки зрения в источниках), уже освоив в достаточной по их мнению степени игру го, решили испытать свои силы, встретившись с кем-нибудь из японских ведущих игроков, причем для этого Эм.Ласкер намеревался даже поехать «в страну восходящего солнца». Однако поездка не состоялась, так как в японском клубе го в Берлине нашелся достойный соперник, даже не являвшийся сильнейшим игроком клуба, который наголову разбил «трио Ласкеров» (они консультировались друг с другом по ходу партии). Так как японский любитель дал при этом Ласкерам фору в 9 камней (т. е. девять ходов вперед – это не меньше, чем если дать ферзя в качестве форы в шахматах), то после такого «холодного душа» Эмануэль Ласкер был вынужден признать, что, очевидно, «в го таится много тонкостей», ускользнувших от его внимания. Впрочем, несмотря на такое сокрушительное поражение, Эм.Ласкер остался на всю жизнь горячим поклонником игры го.

Некоторые вехи развития го в мире и в России с начала ХХ века

Современный этап развития го начался с постепенного возрождения игры в Японии в начале ХХ века после нескольких десятков лет упадка в результате «революции Мэйдзи». И вот, наконец, в 1924 году была создана НихонКиин – «Японская ассоциация го», объединившая в одну национальную организацию практически всех японских профессиональных игроков го. В дальнейшем в качестве спонсоров турниров по го стали выступать крупнейшие средства массовой информации. Гонорары игроков в турнирах и за счет рекламы возросли многократно, были возрождены на новой основе древние титулы Хонимбо и Мэйдзин, стали учреждаться все новые и новые титулы с миллионными призовыми фондами. Сегодня в Японии, Китае и Корее существует несколько десятков профессиональных титулов по го. Самыми престижными в Японии считаются сейчас титулы Кисэй («святой игрок»), Мэйдзин («мастер») и Хонимбо (титул, возникший от названия древней башни, в которой жил святой Нитирэн – средневековый монах, считавшийся сильнейшим игроком своего времени; позже в XVI веке это имя принял один из основателей Академии Го и с тех времен титул передавался по наследству вплоть до образования НихонКиин).

Сегодня в Японии выходят многомиллионными тиражами десятки и сотни книг по теории го, сборники партий и задач, издается множество жураналов и газет. Число любителей в самой Японии оценивается приблизительно в 10 млн (это почти 10% всего населения страны), а во всем мире – более 20 млн (хотя никто точно не знает, сколько миллионов играет в одном только Китае). Вот еще некоторые даты:
  • 1946 – возрождение НихонКиин после Второй мировой войны.
  • 1957 – первый любительский чемпионат Европы в ФРГ.
  • 1979 – первый чемпионат мира среди любителей выиграл НиВэйпин из Китая, ставший вскоре профессиональным игроком 9-го дана.

В России го появилось в начале ХХ века. Точных данных по количеству клубов и числу любителей не сохранилось, но время от времени появлялись публикации в газетах и журналах, а во время Великой отечественной войны журнал «Огонек» опубликовал описание правил го в военизированной трактовке. Но за реальную точку отсчета истории развития го в России (точнее в тогдашнем СССР) можно взять 1965 год, когда в Ленинграде в одном из вузов появилась секция го и был проведен первый турнир.

В течение последующих 10-ти лет ленинградские любители достигли больших успехов в освоении го и двое из них – ВалерийАсташкин и ГеоргийНилов – получили дипломы любителей 5-го дана от одной из японских ассоциаций го – КансайКиин. В 1975 году начался новый этап развития го в России, так как именно тогда В.Асташкин и Г.Нилов начали публикацию знаменитой серии статей по теории игры го и провели конкурс решения задач в журнале «Наука и жизнь» (см. №№ 8–12 за 1975 г., №№ 1–8 за 1976 г.).

Эти публикации дали мощнейший толчок развитию игры го в СССР. Повсеместно, как грибы после дождя, стали возникать клубы, секции или просто группы любителей го. Крупные секции были созданы более чем в 50-ти городах Союза. Стали проводиться турниры, фестивали и другие массовые мероприятия по го. В 1977 году ленинградская секция го при Доме дружбы с народами зарубежных стран выступила инициатором проведения первых всесоюзных соревнований на звание «сильнейший игрок го» страны (сокр. СИГО), т. е. фактически первого неофициального чемпионата СССР. С тех пор российские игроки го достили больших успехов на европейской арене, хотя в мире в целом по-прежнему доминируют профессионалы из Китая, Кореи и Японии. Вот основные вехи истории российского го-движения:
  • 1975 – начало публикаций в журнале «Наука и жизнь».
  • 1977 – впервые российский игрок участвовал в финале Чемпионата Европы и занял там 6-ое место (В.Асташкин); проведены первые многоэтапные соревнования на звание СИГО (победил В.Асташкин) с системой зонального отбора, межзональным турниром и финалом.
  • 1979 – по инициативе ленинградского «Клуба любителей го» создан «Всесоюзный рейтиг-клуб», осуществлявший всю свою деятельность исключительно на общественных началах.
  • 1984 – при Комитете по физической культуре и спорту РСФСР была создана Всероссийская секция го, начали проводиться официальные всероссийские турниры.
  • 1985 – состоялись первые официальные Кубок России и Чемпионат России, которые выиграл Иван Детков (Казань).
  • 1988 – российские игроки впервые выиграли командный чемпионат Европы (А.Лазарев, В.Богданов, И.Детков, А.Васильев); с тех пор еще пять из шести чемпионатов были выиграны российскими игроками.
  • 1989 – создана Федерация го СССР, первым президентом которой стал Валерий Асташкин.
  • 1990 – проведен первый Чемпионат СССР (победил Иван Детков); первой чемпионкой России среди женщин стала Ирина Гуськова (Екатеринбург).
  • 1991 – впервые российский игрок Алексей Лазарев (Петрозаводск) стал чемпионом Европы. В следующем году он снова стал чемпионом и еще раз после этого был вторым призером (2003).
  • 1996 – впервые Чемпионат Европы среди женщин выиграла наша представительница – Светлана Шикшина (Казань).
  • 1997 – С.Шикшина заняла 3 место на Чемпионате мира среди женщин.
  • 2002 – двоим российским игрокам был присвоен статус профессионалов в Корейской ассоциации бадук (первый профессиональный дан получили Александр Динерштейн и Светлана Шикшина, оба – из Казани).
  • 2003 – Александр Динерштейн выиграл в одном из профессиональных турниров у О Риссэя, 9 дан – одного из сильнейших професионалов Японии; А.Лазарев поднялся до 4-го места на Чемпионате мира среди любителей – наивысшее достижение среди европейских игроков.
  • 2004 – Александр Динерштейн стал пятикратным чемпионом Европы.

К этому списку успехов российского го можно добавить также множество других призов, завоеванных нашими игроками в европейских турнирах. Чемпионом Европы в 2001 году стал АндрейКульков, третьим призером дваджы становился ДмитрийСурин, ИринаДанильченко (ныне Лещёва) выигрывала чемпионат среди женщин и была вторым призером. Много призов выигрывалось нашей молодежью. Подробнее с успехами российских игроков на международной арене можно ознакомиться на сайте Заслуженного тренера России по го Валерия Шикшинаhttp://www.rusbaduk.narod.ru/.

За эти 40 лет развития го в России основными центрами подготовки ведущих игроков были Ленинград и Москва, Петрозаводск и Казань. Особо следует отметить успехи казанской школы го и прежде всего – ЗТР Шикшина Валерия Дмитриевича, подготовившего двух профессиональных игроков и много других сильных спортсменов – чемпионов и призеров российских и европейских турниров.

В восточной части России первые клубы го появились в 1975 году в Новосибирске, где большой вклад в успешное развитие игры внесли японские любители го. В Новосибирске хорошо помнят японского ученого М.Миякава, игрока 1 дана, который жил в Академгородке в 1975–77 годах и был частым гостем в университетском «Клубе любителей го». В 1996 году в Новосибирске был построен Муниципальный культурный центр «Сибирь-Хоккайдо» – совместный российско-японский проект. Его появление стало возможным во многом благодаря контактам и взаимным визитам сибирских и японских игроков го с проживанием на «хоумстэй». Строительство центра велось при непосредственном финансовом участии членов японского Общества культуры «Хоккайдо-Россия», основателями которого стали любители го из Саппоро – города-побратима Новосибирска: г-н Нэмото (6 дан, Президент Общества), г-н Канэко (1 дан), г-н Ёнэдзава (3 дан) и г-н Сирай (7 дан), посетившие Новосибирск в 1991 и 1992 гг. по приглашению сибирских игроков го.

Успешно развивается игра го в Хабаровске, где проживает гроссмейстер АнтонЗатонских (6 дан), неоднократный призер различных российских и международных турниров, а также во Владивостоке, где недавно при поддержке Японского генерального консула открылся «Восточный клуб го» при Морском государственном университете.


Здесь будет коллекция ссылок на статьи по истории го в инете и подборка выдержек.

Из ветки форума История Игры Го



Антон Масло сделал перевод по первой ссылке, не зная о переводе Олега:

Introduction
Введение

The Chinese game of weiqi, better known to us by its Japanese name go, has been done a great disservice by the chess historian H.J.R. Murray. In Murray 1952:35-36 he concludes his brief discussion of games in ancient China thus: “The oldest and best of the native Chinese games, wei-k'i, is older than AD 1000." This is prefaced by other outrageous remarks: "... Chinese historians have always tended to exaggerate the age of their inventions and in particular the age of their games. Modern scholarship holds that the only Chinese board-games before the Christian era were simple games of the merels type, i.e. games of alinement. The yih mentioned by Confucius (551–479 BC) and Mencius (372–289 BC) was the smaller merels."

Очень плохую службу для китайской игры вей-ки (weiqi), лучше нам известной по своему японскому названию Го, сыграл шахматный историк Х.Дж.Р.Мюррей (H.J.R. Murray). В Мюррей 1952:35-36 (Murray 1952:35-36) он завершает краткое описание игр древнего Китая таким образом: «Старейшая и лучшая из родных китайских игр, вей-ки, старше 1000-го года нашей эры." Перед этим также идут такие неприемлемые комментарии: "... Китайские историки всегда стремились к преувеличению возраста своих изобретений, в частности, возраста своих игр. Современная наука придерживается взгляда, что единственными китайскими настольными играми до-христианской эры были простые игры типа merels (?), т.е. игры выстраивания в ряд. Игра йи (yih), упоминаемая Конфуцием (551–479 до н.э.) и Mencius (? 372–289 до н.э) является игрой в малые merels (?).

Yet only a year before, the great sinologue Bernhard Karlgren was castigating those who found it fashionable to pour scorn on the antiquity of Chinese texts: “It looks very scholarly and critical. But with few exceptions such condemnations are based on flimsy, insufficient and subjective arguments..." (Karlgren 1951:117)

Но только за год до этого, велики синолог Вернхарт Карлгрен (Bernhard Karlgren) осуждал тех, кто находил модным высмеивание древности китайских текстов: «Все это звучит очень научно и критично. Но за немногими исключениями подобные суждения основаны на шатких, недостаточных и субъективных аргументах..." (Карлгрен 1951:117)

Moreover, what was to Murray “modern scholarship”, so far as I can see, totally contradicts his assertion. Limiting ourselves, in deference to his suspicions, to non-Chinese scholars, we find Dr Ogawa Takuji, for example, in a very important article (Ogawa 1933:79) stating: “It is correct to interpret yi as weiqi. There can be no doubt that the reference to yi in Mencius is used only in respect of weiqi." In Eberhard 1942:104–105, Professor Wolfram Eberhard more cautiously said thet yi “is normally equated to Wei-ch'i” but added unequivocally: “The term Wei-ch'i occurs as early as Han times," before the start of the Christian era. And Karl Himly, whom Murray approvingly quotes elsewhere in his piece, says the game, the same as the Japanese go, was «first mentioned in Tso Chuan, Analects [of Confucius] and Mencius” (Himly 1896:136–137).

Более того, то, что Мюррею кажется «современной наукой», насколько я вижу, полностью противоречит его же утверждению. Если мы, из уважения к его подозрениям, ограничим себя не-китайскими учеными, то найдем, к примеру, Доктора Огаву Такудзи (Ogawa Takuji) в очень важной статье (Огава 1933:79), утверждающего: «Интерпретайия йи как вейки является верной. Не может быть сомнений, что отсылка к йи у Mencius (?) относится только к вейки.". В Эверхард 1942:104–105 (Eberhard 1942:104–105), профессор Вольфрам Эверхард более осторожен в словах, что йи «обычно приравнивается к вей-ки», но недвусмысленно добавляет: «термин вей-ки встречается еще во времена Хан (? Han)", т.е. до начала христианской эры. И Карл Химли (Karl Himly), которого Мюррей одобрительно цитирует в другом разделе своего документа, говорит что та же игра, которая известна как японское Го, «впервые упоминается в Цё Чуань (? Tso Chuan), Сборнике сочинений [Конфуция] и Mencius (?)" (Химли 1896:136–137).

As it happens, we do not need to rely on scholarly reputations to show that go is much older than Murray claims. We also have archaeological evidence. From China this includes a 17x17 stone board dated prior to 200 AD found in Wangdu County in 1954 and now in Beijing Historical Museum (Watanabe Y. 1977:119) and an exquisite picture on silk of a Tang lady playing go, also on a 17x17 board, excavated in 1974 at Torfan and dated around 750 AD (Watanabe Y. 1977:119–120; reproduced in colour in Go World 29, Autumn 1982). These discoveries post-date Murray, but full sets of go boards and stones have lain in the imperial repository, the Shosoin, in Nara, Japan, since the mid-8th century (see e.g. Masukawa 1987:1-8).

Таким образом нет необходимости опираться на репутации ученых чтобы утверждать, что Го гораздо старше чем в заявлениях Мюррея. Также существуют археологические свидетельства. Из Китая это включает каменную доску 17х17, датированную до 200 года н.э., найденную в округе Вангду (? Wangdu County) в 1954, сейчас находящуюся в Пекинском Историческом Музее (Ватанабе Й. 1977:119 – Watanabe Y. 1977:119), а также изысканную графику на шелке леди династии Танг (? Tang lady), играющей в Го, также на доске 17х17, раскопанную в 1974 в Торфане (? Torfan), и датированную примерно 750 годом н.э. (Ватанабе Й. 1977:119–120 – Watanabe Y. 1977:119–120; цветная репродукция в журнале Go World 29, осенний выпуск 1982). Эти открытия были сделаны после Мюррея, однако полные наборы досок и камней для Го содержались в Императорском хранилище, в Сёсоин (? Shosoin), в Наре (? Nara), Япония, с середины восьмого столетия (см., например, Масукава 1987:1-8).


There is also a mass of background evidence – anecdotes, fairy stories, biographies, mathematical manuals, etc. – that refer to go and show it was well established in China, Japan and Korea well before 1000 AD.

Существует также множество опосредованных свидетельств – анекдотов, сказок, биографий, математических руководств, и т.д. – которые упоминают Го и указывают на то, что игра была хорошо распространена по Китаю, Японии и Корее задолго до 1000 года н.э.

I therefore propose to survey the evidence for the antiquity of go, although as there is so much it is possible here to attempt only a tour d'horizon, and even then I shall have to limit myself largely to China in the period before about 250 AD.

Таким образом, я предлагаю провести исследование свидетельств древости Го, хотя, при наличии такого количества свидетельств, представляется возможным провести некий обзор, и даже при таком подходе мне необходимо ограничить себя преимущественно до Китая периода примерно до 250 года н.э.

But, first, a note on terms: the modern name for go in China is weiqi (pronounced way-chee), which means the “surrounding game." In old texts, however, the ancient term yi is also used. Both have often been rendered “chess” in English, but proper Chinese chess is xiangqi. It is also useful to recall that modern go is played on boards of 19x19 lines (=361 points) with 181 black and 180 white “stones” (pieces). In ancient times 17x17 and even smaller boards were used with correspondingly fewer stones. Today only Tibetan go still uses 17x17 boards, with slightly different rules of play from go elsewhere (Cheng 1988; Fairbairn 1990; Watanabe H. 1983:54-61). In China, Japan and Korea the only major differences in the rules have been in the initial set-up, handicaps, and the method of counting up a finished game. Recall also that liubo or bo refers to a race game (proto-backgammon?). Several other games are referred to in ancient texts, but I shall avoid referring to them. However, since many western games writers have, to their great detriment, ignored oriental research, I urge them to read, for example: Ogawa 1932, especially on wuzi (five stones: generally regarded as a precursor of gomoku but possibly a derivative of backgammon) and tanqi, a precursor of hasami-shogi; Kotaka 1943; Masukawa 1983; and Yang Y. 1946. For liubo see also Watanabe T. 1982 and Koizumi 1991.

Прежде всего, однако, замечание по терминологии: современное название Го в Китае – «вей-чи», что означает «игра окружения». В старых текстах также используется древний термин йи. Оба термина на английский язык часто переводились как «шахматы», однако настоящие китайские шахматы называются xiangqi. Также полезно упомянуть, что современное Го играется на досках 19х19 линий (что дает 361 пересечение) с использованием 181 черного и 180 белых «камней» (фишек). В древние времена использовались доски 17х17 и меньше, с соответственно меньшим количеством камней. В наше время только тибетское Го использует доски 17х17 с правилами, которые несколько отличаются от общепринятых (Cheng 1988; Fairbairn 1990; Watanabe H. 1983:54-61). Различия правил игры в Китае, Японии и Корее в основном заключались только в первоначальной расстановке камней, в форе, и в методе подсчета результата закончившейся партии. Следует помнить также, что liubo и bo относится к играм на опережение (что-то типа прообраза нард). В древних текстах также упоминаются некоторые другие игры, но я буду избегать ссылаться на них. Однако, поскольку многие западные исследователи игр себе же в ущерб игнорируют труды восточных исследователей, я бы настоятельно рекомендовал прочитать, к примеру: Огава (Ogawa) 1932, особенно о wuzi (пять камней: обычно считается прешественникомй гомоку, но возможно является разновидностью нард) и tanqi, предшественник хасами-сёги (hasami-shogi); Kotaka 1943; Masukawa 1983; and Yang Y. 1946. По liubo также см. Watanabe T. 1982 and Koizumi 1991.

To follow:
  1. The legends of the sage kings and divination
  2. Go and war 
  3. Go in the classics
  4. Confusion in Han and Wei times
  5. Literature

Далее следует:
  1. Легенды царей-мудрецов и божеств.
  2. Го и война
  3. Го в классическом искусстве
  4. Путаница с периодами Хан и Вей
  5. Литература

Источникhttp://gobase.org/reading/history/china/



От автора перевода (Антон Масло): Я очень параллелен восточной философии, поэтому Мациуса не знаю, как по-русски сказать. Так же и названия древних и непонятных игр я переводил интуицией (которую надо будет исправить). И имена всех ученых – плюс ссылки на библиографии, может быть есть смысл оставить латинскими, а может быть можно и перевести, но я не знаю правил транскрибирования имен, к сожалению. Заранее благодарен редактору :)

SergeiPavlov /05.07.2004 11:14/: Антон, наверное целесообразно все имена, при каких-то сомнениях с транслитерацией, оставлять в ромадзи-написании. Я уже кое-что подредактировал, будет время – еще вернусь к тексту. Если у кого тоже зачешутся руки – будет еще лучше... Не все же мне одному редактировать. И может вообще возьмете на себя курирование этого, безусловно очень интересного, раздела?

ИльяВетров /15.07.2004 18:06/ http://www.go.sp.ru/weiqi.htm полный перевод Олега Сапача лежит на сайте Андрея Сахарова лет 5 наверно.

АлександрДинерштейн /12.12.2016 14:31/Новая ссылка на статью: http://aldaniel.narod.ru/go.htm