ГоБиблиотека: Стратегия/ТайныВэйци/Ранги

Поменяйте мне силу?

Jialin Zhong пишет:
Olli Lounela пишет:
>> Так что не странно, что на IGS всего несколько 8ых данов, и очень много 7ых данов

Неужели необходимо все время напоминать, что я был единственным восьмым даном на IGS? Нет «нескольких 8ых данов», только один, и то это была шутка, точка. Не могу понять, почему некоторых так беспокоят ранги других людей на IGS.
Как я уже говорил раньше, наслаждайтесь игрой!

Отличная мысль, мне нравится! Поэтому грядет статья «Тайны Вэйци – о рейтинговых системах»



Тайны Вэйци – О рейтинговых системах

Внимание! Мне самому не очень нравятся некоторые пункты в этой статье. Я думал, что будет предостаточно времени все это отредактировать, поскольку статья была написана в прошлые выходные, и я хотел ее включить в эту серию последним пунктом. Однако я ожидаю, пока друг jzy@casbah.acns.nwu.edu (Jim Yu) спросит у своего учителя японского как произносить Qiao Ben Yu Tai Lang, и решил пока что опубликовать нижеприводимую статью – до конца всей серии. «Время» хода является одним из самых важных факторов в Го, и тема «рейтинг» или «поменяйте мне силу?» сейчас очень своевременна, и позднее может быть уже не такой нужной.

В первой статье, да и несколько раз в последующих статьях, я упоминал, что некоторые древние китайские легендарные игроки оцениваются в силу 13p. После этого меня по электронной почте постоянно переспрашивают, «что, серьезно?». Это мне напоминает другой вопрос – «А он серьезно 6d?», вопрос этот стал особенно популярным на IGS в последнее время.

Итак, настоящие ли они 13p? Конечно же нет, особенно в соответствии с рейтинговой системой, которую они изобрели.

Эта тема, рейтинги и их инфляция, обсуждалась уже на rec.games.go, но я не могу ее избежать, поскольку сам же и поднял тему о 13p в форуме. Давайте взглянем на истоки современной системы рейтингов, и узнаем, кто виноват в инфляции.

В двенадцатой главе своих «Тринадцати глав о Вэйци» Xue-Si Zhang (Китай, династия Сонг) определил то, что сейчас считается системой рейтингов (древнекитайский рейтинг возможно датируется еще тысячью годами ранее). Сила игроков в то время классифицировалась девятью уровнями с 9 пин (pin) до 1 пин. Учитывая, что наивысший рейтинг – 1 пин (что соответствует современному 9 дану), Zhang пишет:

1 пин когда Ru Shen

Ru можно понимать как «входит», а Shen как «Бог», из чего следует, что игроки могут причислять себя к первому пин (или девятому дану) только когда другие чувствуют, что Бог вступает в их игру; и

2 пин когда Zuo Zhao

«Zuo Zhao» означает, что восьмые даны должны выигрывать почти не просчитывая свои ходы. Поскольку потенциально слишком многие люди могут воспринять все это в штыки, я не будут приводить здесь остальные определения :-)

Подобное построение системы позволило оставаться в неприкосновенности даже в Японии до начала прошлого столетия, когда по прежнему в профессиональных кругах разрешался только один 9 дан.

В шестидесятых, когда Китайская Библия Го ("Xian Xian Qi Jing", которая включает «Тринадцать глав о Вэйци») была заново переведена великим японским игроком (Qiao Ben Yu Tai Lang), и он пишет, что «1 пин Ru Shen» следует понимать как «достигший возвышенных владений Мейцзина»; и «2 пин Zuo Zhao» следует переводить как «достигший наивысшего уровня силы»; и так далее, с 3 пин до 9 пин в соответствии с рейтингам от 7го до 1го дана.

В наши дни, к сожалению, рейтинги не только перевернули с головы на ноги, то есть 9 (дан) стал высшим, вместо 1 (пина), но также и инфляция сделала всю систему рейтингов (и профессиональную, и любительскую) в определенной степени бессмысленной. Возможно, если бы лучшим был 1 (дан), а не 9 (дан), инфляцию можно было бы контролировать хоть немного, и не было бы необходимости в разговорах о 13p.

Эволюция системы рейтингов представляется весьма иррациональной при изучении истории Го как в Китае, так и в Японии. Древняя система от 1 пин до 9 пин (или от 9 дана до 1 дага) разумна и приемлема тогда, когда почти не происходит турниров. Возможно наступило время принимать эту систему с некоторой скидкой, когда коммуникации и транспорт начали позволять нам организовывать турниры и матчи за титулы.

Хотя я и согласен, что IGS стоило бы перейти на лучшую, или более научную, систему рейтингов, я бы рекомендовал всем игрокам-любителям, не воспринимать рейтинги слишком серьезно. Мне всегда нравится сравнивать Го с другими окружающими темами, и представьте себе комизм ситуации, в которой кто-то пытался бы оценить рейтинги знаменитых теноров, таких как Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, или Хосе Каррераса, в соответствии с искусством их выступлений на сцене!

Если вы с этим согласны, то, пожалуйста, не выбирайте по рейтингу, когда ищете партнеров. Помните китайскую поговорку:

“Yi Qi Hui You”

которая гласит, что Вэйци (Го) можно использовать, чтобы встречать друзей. Ищите тех, кто разделяет ваше понимание (понимание Го и других вещей в жизни), хотя они и могут оказать намного слабее или сильнее вас за гобаном, когда вы начинаете играть.

Многие из нас в роли игроков Го забыли истинное значение слова «пин» из древней китайской системы рейтингов. Китайский иероглиф pin, напоминает нам о Pin Ge и Pin De, и указывает на Характер и Дух человека, а не на его силу.

Наконец, вернемся к исходному вопросу, насколько сопоставимы лучший древний игрок с лучшим современным? Вот как я считаю: Если бы играли по древним правилам, древний игрок выиграл бы. Если бы играли по современным правилам, выиграл бы современный игрок. С точки зрения общего понимания игры Го, древние игроки так же хороши, как и современные, а в определенных аспектах даже лучше. И что же? За последние 1000 лет мы ничуть не продвинулись, кроме того, что вызвали инфляцию рейтинговой системы??! Не правда, мы лучше справились. Современная теория фусеки (Bu Ju, на китайском), которая проверялась и развивалась в начале прошлого века в Японии (в основном), а позже была распространена по всему миру, является очень значительным вкладом в мир Го. Если бы не это, мы не наверное не смогли бы встречаться на rec.games.go или на сервере IGS.

Юи Чен