ГоБиблиотека: ЗамковыеИгры

«Замковые игры» игрались в замке сёгуна лучшими японскими игроками того времени. Первая такая игра была проведена в 1605 г. В 1628 г. замковые игры приобрели характер официальной японской церемонии, и начиная с 1667 г. проводились ежегодно. Последняя замковая игра была сыграна в 1863 г. После этого бурные события революции Мэйдзи вынудили многие традиционные японские церемонии и государственные институты уйти в прошлое.

Джон Ф. Здесь имеется несколько ошибок или расхождений. Первая замковая игра состоялась в 1626 г. Они начали проводиться ежегодно (хотя и с несколькими перерывами) в 1664 г. Год 1667-й отличался тем, что впервые было сыграно несколько игр. Нельзя сказать, что в 1863 г. были в последний раз проведены «замковые игры» – это была просто последняя, причем единственная, замковая игра. Игры под названием годзенго (игры в присутствии правителя) проводились и до 1626 г. Их не относят к замковым играм, и даты их неизвестны. Приблизительно можно определить диапазон; в 1605-м была по меньшей мере одна, а самая ранняя – по-видимому, в 1590-х годах. И я не вижу, чем в отношении го провинилась революция Мэйдзи. Все плохое, что можно было сделать, было сделано в эпоху Токугава.

Абсолютный рекорд непобедимости в замковых играх принадлежит прославленному Хонимбо Сюсаку.

Источникhttp://senseis.xmp.net/?CastleGames

Игроки в Го и Сёги среди богатства и суеты Замка Эдо

С июня 1995 года я занимался изучением фрагментарных записей, хранившихся в семье традиционных игроков в сёги Охаси (Ôhashi), и обнаружил около двадцати пяти доселе неизвестных текстов, описывающих в официальной манере ежегодные игры по Го и сёги, проводившиеся в замке Эдо. Автором всех этих обрывочных записей был пятый глава дома Охаси по имение Охаси Сокэи Третий (Ôhashi Sôkei the third). Записи покрывают период с 1674 по 1708 годы. Здесь я хочу представить первую запись.

Являясь официальным докладом о присутствии игроков в Замке Сёгуна, записи не касаются повседневной жизни игроков. Но несмотря на это, автор описывал то, что он сам видел и слышал. Это позволяет нам узнать много новых фактов и подробностей из истории Го и сёги. Записи создавались не только в исторических целях, эти документы использовались, когда новому начальству (Управляющему Храмов и Часовен) требовалась информация о прецедентах.

Турниры в Замке проводились регулярно с 1667 г., начавшись за семь лет до того как эти записи были сделаны. В тот период официально поддеживаемым домам Го и сёги, было приказано переместиться из Киото в Эдо. Это было время, когда в правительстве устранялись многие пережитки средневековья. Соответственно и роль игроков стала принимать более определенную форму.

Прежде чем приступить к описанию самих Замковых Игр 1674 г., давайте рассмотрим участвоваших игроков. Хонимбо Доэцу (Honinbô Dôetsu) был третьим главой дома и было ему тогда 39 лет. Среди участников был также знаменитый Досаку (Dôsaku), ставший позднее четвертым Хонимбо, которому было 30 лет. Глава дома Ясуи, Санти (Sanchi), находясь в возрасте 57 лет, был старейшим из игроков в Го и поэтому владел титулом Годокоро. Этот титул был наивысшим среди игроков и часто передавался вместе с титулом Мейдзин (дословно «человек достигший наивысшей славы»). Тем не менее, в отличие от традиционного мнения, записи Охаси свидетельствуют, что он не мог считаться государственным постом. Младший Ясуи, Сантэцу? (Santetsu), позднее ставший астрогом Сёгуната и изменивший имя на Сибукава Сюнкай (Shibukawa Shunkai), которому тогда было 36. Его мадший брат Титэцу (Chitetsu), 33 года, ставший позднее третьим Ясуи. Монню (Monnyû), 35 лет, второй глава дома Хаяси, был учником Ясуи Санти. Инсэки, 26 лет, руководил домом Иноэ, но таке являлся младшим братом Досаку. Сунти, самый молодой (22 года) игрок был из дома Ясуи. Сложные отношения учитель-ученик и кровно-родственные связи конечно же обостряли внимание к процессу разбиения участников Замковых Игр на пары.

Что же касается игроков сёги, то Сокэи был пятым главой Охаси (Ôhashi), старейшего из домов сёги, однако его настоящее имя было Ито Сёгин (Itô Sôgin), так что вполне возможно он был выходцем из сёги-дома Ито (Itô). Тогда ему было 39 лет. Его оппонентом был Сося (Sôsha), третий глава одной из семей, входящих в дом Охаси. Будучи в возрасте 27-ми лет, он еще не достиг пика своего мастрества и поэтому получал фору у Сокэи. Глава третьего дома, дома Ито (Itô), был Сёкан (Sôkan). Он был старейшим среди сеги игроков (56 лет) и поэтому стал сёги-докоро. Возможно из-за положения его семьи, он никогда не участвовал в Замковых Играх в качестве игрока, но принимал учатие как наблюдатель (хикаэ).

Документ начинается с описания выбора пар игроков для ежегодного турнира в присутсвии Сёгуна, которое проводилось го- и сёги-домами самостоятельно. Рассматривалось два предложения. По первому, как и в предыдущем году, предполагалась игра между Ясуи Санти и Хонимбо Доэцу. Однако в прошлый раз, игру не удалось завершить в назначенное время. Для того, чтобы избежать подобного «непотребства», был предложен и второй вариант. Фактически, вплоть до 1691 года, редко когда удавалось закончить все Замковые Игры в самом Замке. Обычно несколько партий продолжались в другом месте, например в 1672 году – в резиденции Управляющего Тода Тадзима-но-ками (Commissioner Toda Tajima-no-kami). В 1674 году, было принято решение, что Замковые Игры будут проводиться в 20-ый день 11-го месяца и что Хонимбо Доэцу должен играть с Ясуи Сантэцу.

За три дня до начала запланированной игры, Ясуи Сантэцу сообщил Охаси Сокэи в письме, что очень плохо себя чувствует, и поэтому не сможет прибыть на турнир в Замок к 20-му дню. Так как он должен был играть с Хонимбо, он неформально предложил, чтобы вместо него играл Хаяси Монню (Hayashi Monnyû). Однако Хонимбо заявил, что никто, кроме Ясуи Санти, являвшегося его соперником на протяжении нескольких последних лет, его не устраивает. Если он не сможет играть с Санти, он не только не будет играть, но даже не прибудет на Замковые Игры. (Монню был учеником Санти и Хонимбо конечно же не желал играть с учеником вместо учителя).

Тем временем, за день до Замковх Игр, Сокэи получает письмо от Хонимбо. Хонимбо сообщал, что по причине ужасного пищевого отравления он не сможет появиться в Замке. Следствием этого было письмо Управляющего, сообщавшее игрокам, что игры откладываются до 24-го дня, поскольку и Сантэцу и Хонимбо не могут играть из-за болезни. Окончательное разбиение на пары должно было произойти 23-го, в соответсвии с состоянием дел на тот момент.

21-го числа, Хонимбо написал Сокэи, что оправился от отравления, но теперь страдает от спазмов в груди. Сокэи посетил его, и поздее принимал у себя с визитом старшего Ясуи – Санти. Они «откровенно побеседовали», укрепив друг друга во мнении, что им выпала невероятная удача играть перед Сёгуном. Мы можем сделать вывод, что они опасались вполне возможной отмены турнира по причине столь внезапных болезней. В докладе нет никаких жалоб на Хонимбо, мы можем ощутить атмосферу, вынудившую игроков к совместным действиям. (прим пер. Не уверен в корректности перевода – atmosphere of constraint: атмосфера напряженности, скованности; concerted action: согласованным действиям, сговору АлексейРыбаков /26.10.2005 14:34/)

В конце концов, турнир был проведен 24-го числа в Зале Куро-сойн Замка Эдо (Kuro-shoin Hall of Edo Castle). К сожалению, в отличие от детального описания предшествовавших событий, сами игры описаны очень скудно. Отмечались только имена игроков и результат, о развитии партии умалчивалось. Выздоровевший Ясуи Сантецу играл с Досаку (Ясуи Сантэцу против Досаку, Досаку выиграл 6 очков), поскольку Хонимбо не появился вообще, даже в роли «наблюдателя».

Как и во всех остальных записях, автор, вместо того чтобы комментировать ход партии, основное внимание уделял зрителям, а в особенности – рангам присутствовавших среди зрителей членов правительства. В 1674 году он с гордостью докладывал, что четвертый Сёгун Токугава Иэцуна лично удостоил своим визитом игры. А это и в самом деле очень необычно. Не смотря на упоминание, что турниры проводились перед глазами Сёгуна, во всех других записях Охаси Сокэи мы не найдем никаких заметок о его присутствии. То же самое можно сказать и о Канцлере (tairô), который также был среди зрителей в том году. Кроме того присутсвовали Старший советник (rôjû), Управляющий Храмов и Часовен (jisha bugyô) и Мастер Церемоний (sôshaban), входившие в свиту Сёгуна.

Традиционные источники информации по итории Го и сёги никогда не позволяли нам узнать, каково было обращение с игроками во время Замковых Игр. В докладах Сокэи описываются роскошные блюда, подававшиеся по утрам и вечерам на великолепных скатертях (? Не смог найти точный перевод table-wear – прим. пер. – скорее всего опечатка в англ. тексте – tableware – посуда АлексейРыбаков /26.10.2005 14:34/). Эти блюда назывались «два супа, семь овощей», хотя следует отметить, что такое название может привести в заблуждение. На деле они представляли собой две перемены блюд, каждое из которых состояло из семи овощей и еще трех жаренных блюд, в зависимости от времени года. Формальности в те времена соблюдались еще не настолько строго, чтобы запрещать какие бы то ни было изменения, так что с 1682 года подавалисть только «два супа, пять овощей». Несмотря на это «понижение», мы можен сказать что отношение к игрокам во время игр было несопоставимо с их скромными доходами. Если судить по их жалованью, игроки относились к одной из низших ступеней в иерархии рангов сёгуната. Тем не менее, когда они посещали Замок, чтобы продемонстрировать свое мастерство самому Сёгуну, их обслуживали как сымых выдающихся мастеров. Личные мастера чайных церемоний сёгуна подавали им зелёный чай и полагающиеся сладости. В соответсвии с вышесказанным, во всех без исключения записях мы видим описание того, какие блюда подавались игрокам. Так что это действительно был момент особой значимости в глазах автора.

После окончания игр, игроки в первую очередь должны были выразить свою благодарность инспекторам (мецуке), которые отвечали за безопасность и порядок в Замке. Затем, покинув Замок, они должны были совершить визиты вежливости к Старшему и Младшему Советникам и к Управляющему Храмов и Часовен.

Вскоре после завершения турниров, игроки приступали к переговорам, касающихся их отпусков. В 12-ый месяц каждого года они были обязаны подавать прошения об отпуске, которые рассматривались старшими советниками Сёгуна. Отпуска продолжались до 3-го месяца следующего года. Во время отпусков игроки получали только половину своего жалования, но судя по всему они имели право покидать Эдо под предлогом «путешествия к источникам». Дозволение путешествовать было очень редкой привелегией в те времена.

Таким образом, в первый день 12-го месяца игроки вновь прибывали в Замок, чтобы получить разрешение на отпуск и для получения наград. Записи о том, кто получал награды и об их размерах скрупулезно велись от года к году. В это же время они должны были посетить с визитом Старших Советников, Младших Советников и Управляющего. Можно сказать, что это было неотъемолимой частью установленного образа жизни мастеров го и сёги в эпоху Эдо.

Принимая во внимание формализм турнира, я бы хотел немного дополнить рассказ информацией из остальных докладов Дома Охаси и некоторых других источников. Как уже отмечалось, в большинстве случаев игры не успевали закончиться в выделенное время и поэтому должны были продолжаться в резиденции одного из старших советников. Как правило, обращение с игоками на этот период оставалось прежним. Им подавали ту же пищу, а иногда (например в 1684 г.) даже чайные мастера Фукуами и Тинами (???) должны были обслуживать их в резиденции Старшего Советника. Поскольку это было довольно обременительно для Старших Советников, такое положение было внезапно изменено. В 1692 году, за 4 дня до турнира игроки внезапно получили письмо от Управляющего Храмов и Часовен, обязывающее их закончить партию в Замке. После обсуждения ситуации игроки пришли к договоренности собраться в доме Хонимбо за день до турнира для того, чтобы сыграть так называемое утисирабэ (uchishirabe) (также известное как ситаути (shitauchi)) – «игру заранее». Они хотели на следующий день повторить эту игру в Замке, оставив для игры в выделенное время только последние, решающие ходы.

Однако в 1697 году, даже несмотря на утисирабэ, одна из Замковых Игр не была завершена в положенный срок. Она была продолжена в резиденции Старшего Советника Тода Сагами-но-ками. В следующем году, прямо перед турниром игрокам вновь было строго приказано закончить игры вовремя. Видимо начиная с этого момента, утисирабэ – заранее подготовленные партии – стали доигрываться до конца. Поэтому партии Го и сёги, показываемые в Замке, были не более чем демонстрационными играми. Однако, несмотря на то, что результат был уже известен днем раньше, они описывались как сыгранные во время Замковых Игр.

При этом в дальнейшем значимость самих игр стала еще меньше. Поскольку партии (или, вернее демонстрации партий) заканчивались добольно быстро, в оставшееся время игроков просили разыгрывать дополнительные показательные партии или играть учебные партии с любителями, включая Даймё и младших чиновников. Игроки, присутсвовашие в роли наблюдателей также принимали участие в этих мероприятиях, которые стали известны как игры окономи (игры для удовольствия [Сёгуна]). Среди документах Охаси была также подборка рукописных записей партий, включающих сёги-партии окономи вплоть до 1780-х годов. В прилагавшихся записях отмечались имена участников турниров (по Го и сёги). Судя по этим записям мы можем прийти к выводу, что год за годом сила игроков, участвовавших в официальных играх уменьшалась от высших данов к низшим. С другой стороны игроки высших рангов стали все активнее вовлекаться в окономи игры. Фактически созадется впечатление, что официальные игры были всего лишь сопровождающим явлением для игр окономи, раз в год превращавших Зал Куро-сойн Замка Эдо в салон Го и сёги. Возможно, причиной того, что Замковые Игры продолжались в течении такого большого промежутка времени, был энтузиазм ценителей Го и сёги среди чимновников высшего ранга, которые регулярно участвовали в играх окономи.

автор – Масукава Коити (Masukawa Kôichi )
пер. на англ. – Бернард Шейд (Bernhard Scheid)

Перевод с англ. – Damir Sultanbekov, ред. Игорь Нилов


Go and Shogi Players between Pomp and Fussiness at the Edo Castle

Starting in June 1995, I have examined fragmentary scriptures from the traditional shogi player family Ôhashi and was able to discover some twenty five hitherto unknown texts that deal in official manner with the annual tournaments of go and shogi at Edo Castle. The author of all these fragmentary records is the fifth head of the house of Ôhashi, called Ôhashi Sôkei the third. The records cover the thirty four years from 1674 to 1708. Here I would like to present the first record.

As an official report about the attendance of the players at the Castle of the Shogun, the record does not deal with the ordinary life of the players. Even so the author accounts what he actually heard and saw. Therefore we are able to learn many facts and details hitherto unknown to the history of go and shogi. The aim of the records was not merely to inform the posterity. They also served as documents when a new superior (the Commissioner of Temples and Shrines) requested information about precedents.

The tournaments at the Castle were held regularly since 1667, seven years before this record was written. At that time the officially sponsored houses of go and shogi were obliged to move from Kyoto to Edo. This was the time when many medieval leftovers in the administration were removed by new provisions. Correspondingly, the roles of the players too seem to have taken a definite shape then.

Before reporting the actual events of the Castle Games of 1674 let us refer to the players involved. Honinbô Dôetsu, was the third head of the house and was at that time 39 years of age. Also involved was the famous Dôsaku who later became the fourth Honinbô. He was 30 that year. The head of the Yasui House, Sanchi, being 57 was the senior among the go-players and thus held the title of go-dokoro. This was the highest title among players often endowed in connection with the rank of meijin (lit. `man of [highest] fame'). However, in contrast to the traditional opinion, Ôhashi sources testify that it cannot be regarded as an official title endowed by the government. A junior Yasui, Santetsu, later became astronomer of the Shogunate and changed his name into Shibukawa Shunkai. At that time he was 36. His younger brother Chitetsu, 33, later became the third Yasui. Monnyû, 35 and second head of the Hayashi house, was a pupil of Yasui Sanchi. Inseki, 26, took over the house of Inoue but was actually the younger brother of Dôsaku. Shunchi, by 22 the youngest player, was from the Yasui house. The difficult interrelations of master-pupil and blood-lineages certainly urged the utmost caution regarding the pairings at the Castle Games.

Among the shogi-players Sôkei was the fifth head of the Ôhashi, the oldest shogi player house. His original name, however, was Itô Sôgin. He thus may have been adopted from the shogi house of Itô. He was 39 then. His opponent was Sôsha, the third head of the Ôhashi branch-family. Aged 27 he had not yet reached the peak of his art and received handicap by Sôkei. The head of the third house, the Itô, was Sôkan. Aged 56 he was the senior among the shogi-players and thus became shogi-dokoro. Perhaps due to the rank of his family he never played at the Castle Games, but participated as an `observer' (hikae).

The document starts with an account of the pairings for the annual tournament in front of the Shogun, which was planned by the go and shogi houses themselves. Two propositions were put forward. One was identical with the pairing of the previous year: Yasui Sanchi vs. Honinbô Dôetsu. In that year, however, the game could not be decided within the scheduled time. To avoid such an `unpleasantry' another pairing was put forward either. In fact, up to 1691 it was very rare that all Castle Games were finished at the Castle. In most cases some games were continued at a different place, for instance in 1672 at the residence of the Commissioner Toda Tajima-no-kami. In 1674 it was finally decided that the Castle Games should be held on the 20th day of the 11th Month and that Honinbô Dôetsu should play Yasui Santetsu.

Three days before the scheduled game, however, Yasui Santetsu informed Ôhashi Sôkei in a letter that his condition had turned extremely bad, so he would not be able to attend the tournament in the Castle at the 20th day. Since he was expected to play Honinbô, he questioned Sôkei informally, whether he could not have Hayashi Monnyû play Honinbô instead. Honinbô, however, stated, that he could not accept anyone else than Yasui Sanchi, his opponent in recent years, instead. If he could not play Sanchi, he would neither play nor attend the Castle Games. (Monnyû was Sanchi's disciple and Honinbô obviously objected to playing the pupil instead of the master.)

In due course, the day before the Castle Games, a letter from Honinbô reached Sôkei. Honinbô maintained that due to a terrible food poisoning he would not be able to appear at the Castle. Thereupon, a letter by the Commissioner informed the players that the games would be postponed until the 24th, since both, Santetsu and Honinbô, had fallen ill. The final pairing would be decided on the 23rd according to the state of affairs.

On the 21st, Honinbô wrote Sôkei that the poisoning disease had gone, but that he were now suffering from spasms in his breast. Sôkei paid him a visit and was subsequently visited by the senior Yasui, Sanchi. They had a `frank talk' reaffirming each other how fortunate they were to play games in front of the Shogun. We may infer that they felt some danger that due to the sudden illnesses the tournament could be canceled altogether. No complaints about Honinbô are reported, yet, we feel an atmosphere of constraint to lead the players to concerted action.

The tournament was finally held on the 24th in the Kuro-shoin Hall of Edo Castle. In spite of the detailed accounts of the preliminaries, the games themselves are described very scantly. Just names and results are mentioned, particular developments on the boards are kept in silence. The recovered Yasui Santetsu played Dôsaku (Yasui Santetsu vs Dôsaku, Dôsaku wins by 6 points), whereas Honinbô did not appear at all, not even as an `observer'. black white date place result #mn game
Yasui Santetsu
Honinbo Dosaku
1674–11–24
JP
W+6
253

Like in all the other records, rather than commenting the games, the author is mainly concerned with the audience, in particular the ranks of the individual members of the government watching. In 1674, he could proudly report that the fourth Shogun Tokugawa Ietsuna deigned to visit the games personally. This was in fact highly unusual. In spite of the pretext that the tournaments were held in front of the Shogun, in all other records by Ôhashi Sôkei we do not find his presence mentioned. The same was true for the Chancellor (tairô) who was also among the audience that year. Further, the Senior Advisors (rôjû), the Commissioner of Temples and Shrines (jisha bugyô), and the Master of Ceremonies (sôshaban) belonged to the Shogunal entourage.

The traditional sources of go and shogi history have never informed us of the treatment the players received when playing the Castle Games. Sôkei's reports, however, mention luxurious meals in the morning and in the evening, served on precious table-wear. These meals were called `two soups, seven vegetables' which may sound a little bit misleading. In fact they consisted of two courses both composed of seven vegetables plus three kinds of grilled food differing according to season. Formalism in those days was not so strict to forbid any changes, so from 1682 on only `two soups, five vegetables' were served. This down-ranking notwithstanding, we may call the treatment of the players out of proportion compared to their modest income. Judging from the amount of their stipends the players held only a very subordinate rank in the Shogunal administration. However, when they entered the Castle to show their art to the Shogun himself, they received a treatment suiting the most exalted artists. They were even served green tea and the proper sweets by the tea-masters of the Shogun. Accordingly, in all records without fail we learn about the food the players were treated with. This was therefore another point of special importance in the eyes of the author.

When the games finished, the players first had to offer their gratitude to the inspectors (metsuke) who were responsible for safety and control inside the Castle. After leaving the Castle, they had to pay another visit of courtesy to the Senior and Minor Advisors and to the Commissioner of Temples and Shrines.

Short time after the tournaments, the players began to engage in negotiations about their time off duty. Every year in the 12th Month, they had to apply for holidays and their application had to be acknowledged by the Shogun's senior advisors. Holidays would last until the end of the Third Month the following year. During this period players received only half of their usual salary, but obviously they could leave Edo under the pretext of `going to a spa'. Being allowed to travel was quite an uncommon privilege that time.

Thus, on the first day of the 12th Month the players showed up in the Castle again to get permission to take their holidays from the senior advisor and to receive rewards. Who received what amount is minutely recorded every year. That time too, they had to pay visits to the Senior Advisors, the Junior Advisors, and the Commissioner. This may be called an indispensable part of institutional red-tapism in the yearly routine of an official master of go or shogi in the Edo Period.

Concerning the formalism of the tournament I would like to add some remarks based on further reports of the Ôhashi House and additional sources. As already mentioned, in most cases games were not finished within scheduled time and were to be continued at the residence of one of the senior advisors. As a rule, the treatment of the players would not change then. They were served the same food and sometimes (e.g. in 1684) even the tea-masters Fukuami and Chinami had to attend them in the residence of a Senior Advisor. As this became quite a burden for the Senior Advisors, eventually a reform of this practice was urged. In 1692, four days before the tournament, the players all of a sudden received an order from the Commissioner of Temples and Shrines to have their games finished inside the Castle. They discussed the matter and finally agreed to assemble at Honinbô's house one day before the tournament in order to play a so-called uchishirabe (also called shitauchi), a game in advance. They would replay this game the next day in the Castle only saving the last decisive moves to play out during the scheduled time at the Castle.

In 1697, however, in spite of the uchishirabe, one of the Castle Games could not be finished in due time. It was continued in the residence of the Senior Advisor Toda Sagami-no-kami. In the following year, just before the tournament players were again strictly ordered to finish games in time. It was probably from this time on that the uchishirabe, the games in advance, were played out until the final decision. Thus, the games of go and shogi in the Castle were mere demonstration games. Yet, even if the results were clear since the day before, they would be reported as of the very day of the Castle Games.

The alienation of the games, however, went even further. Since the games (or rather game demonstrations) were finished rather soon, in the remaining time players were asked to show additional model games or play teaching games with enthusiastic amateurs among the Daimyô and lesser officials. Also players who participated only as `observers' joined these events which came to be known as okonomi games (games to [the Shogun's] liking). Among the Ôhashi sources, there is also a handwritten collection of games which contains okonomi games of shogi up to the 1780ies. In side notes the names of the participants (go and shogi) of the tournaments are mentioned. Judging from these records we can observe that year after year the strength of the players engaged in the official games decreased from high dan to lower dan. On the other hand players from the higher ranks became increasingly engaged in okonomi games. We almost get the impression that the official games were nothing but a side effect of okonomi games which turned the Kuro-shoin Hall of Edo Castle once a year into a salon of go and shogi. Probably, the reason why the Castle Games were continued over such a long time was due to the enthusiasm of connoisseurs of go and shogi among the ranks of the highest officials who regularly participated at okonomi games.

by Masukawa Kôichi
translated by Bernhard Scheid

Источникhttp://gobase.org/reading/history/edo/


При сёгуне Иэясу Токугаве с 1605 года стали проводится официальные игры «О-сиро-го» (Замковые игры?) между сильнейшими игроками в присутствии сёгуна. При императорском дворе Японии были приняты состязания поэтов и другие состязания в традиционных японских искусствах, поэтому при дворе сёгуна стали проводить подобные мероприятия по Го.
Сначала игры в Го при дворе сёгуна проводились нерегулярно, но в 1628 году, после переезда в замок Эдо, матчи стали ежегодным событием. Только главы четырех Го-школ и игроки, названные как дзё-дзю или дзю-мэйдзин, могли принимать участие в этих играх, хотя это правило не всегда соблюдалось. Интересно, что предварительным условием для игры было бритье головы и принятие сана буддийского монаха.
Мэйдзин никогда не принимал участия, он находился над схваткой.

Источник – Носовский А.М. Японские логические игры. – М.: ООО «Издательство АРС», ООО «Издательство Астрель», 2001.-224с.