Го как модель. Совершенная, универсальная и самодостаточная ( : топ-модель : ), модель эта также развивает вполне «прикладные» участки мозга и духа. Но модель чего? Противоборства каких сил? Какие ассоциации возникали и возникают у игроков го, включая его древних изобретателей го и его современных «избирателей», особенно у юных?
С какими мыслями мы несём камни на доску? Ведь абстрактная мысль спешит облечься в одежды конкретных аналогий. Дети говорят: «А давай, как будто бы ...», раздавая роли себе и своим игрушкам, устанавливая правила игры и договариваясь о языке моделирования, как сказали бы взрослые. Наверно, каждый играющий в го тоже окрашивает его в какие-то свои цвета, выбирая удобный язык, пусть не всегда один и тот же. Итак, на что же похоже го?
Для целостного ответа приходится вкладывать смысл в понятия камня, группы камней (живые и не очень), глаза, пункта, сетки и других элементарных терминов го.
Даже в этом коротком перечне уже смешиваются разные модели, живое с неживым (глаза и камни).
«Фишки» го не названы солдатами, в отличие от шахматных «пеших» пешек на ВСЕХ языках. Значит, время собирать камни, и эта созидательная задача строительства в го важнее задачи солдата убивать?
Итак, МОДЕЛИ ГО (которые можно делить на группы неорганических, органических, технических, социальных и т.д.):
КВАНТОВАЯ (МИКРОФИЗИЧЕСКАЯ): элементарные частицы (камни) склеиваются силами ближнего взаимодействия в атомы (группы). Глаза это что-то вроде полупроводниковых «дырок». Сетка есть силовое поле взаимодействий, тогда понятно влияние каждого камня на каждый пункт. Прочность связей и есть живучесть групп.
КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ (ХИМИЧЕСКАЯ): атомы (камни) склеиваются химическими связями в молекулы, кристаллы (группы), растущие и разрушающиеся. Глаза свободные радикалы или активные участки белковых молекул. Сетка канва для кристаллической решётки.
ОДНОКЛЕТОЧНАЯ (ЦИТОЛОГИЧЕСКАЯ, МИКРОБИОЛОГИЧЕСКАЯ): из молекул (камни) строятся микроорганизмы, клетки (группы), с мембранами (цепочки) и вакуолями (глаза). Смысл двух глаз: для безопасности клетки нужно не менее двух вакуолей, при поражении одной прокормит другая.
МНОГОКЛЕТОЧНАЯ (ТКАНЕВАЯ, ГИСТОЛОГИЧЕСКАЯ): клетки (камни) собираются в организмы, колонии, полипы (группы), растущие и погибающие. Смысл двух глаз: некоторые важные органы парные, при отказе одной почки выручит вторая. Сетка сеть кровеносных сосудов, перекрывание которой губительно.
САДОВАЯ (БОТАНИЧЕСКАЯ): деревья (: грибы :) (камни) растут в лесах и рощах (группы) с полянами или водоёмами (глаза) дорожками и оросительными каналами (: грибницей :) (сетка). Семена может занести ветром в любой уголок, но не везде они укоренятся (занятый пункт) и вырастут (чужая земля).
ИНЖЕНЕРНАЯ (МЕХАНИЧЕСКАЯ): из деталей и узлов (камни) собираются механизмы (группы) с зазорами и полостями (глаза). В этом смысле изучение го полезно создателям микросхем, где печатная плата это гобан с линиями камней-элементов.
СТРОИТЕЛЬНАЯ (АРХИТЕКТУРНАЯ): «камень на камень, кирпич на кирпич» (буквально камни) на арматуре (сетка). В домах (группы) и крепостях ещё 1 буквальность для комфорта должно быть от двух комнат, помещений (глаза). Тогда во время ремонта или попадания ракеты (: что иногда не отличить :) можно перебраться из одноГО в другое.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ: из домов (камни) на сетке улиц строятся города, мегаполисы и хутора (группы) с колодцами или приусадебными хозяйствами (глаза), чувствительными к отравлению или уничтожению. Пристраивая дом к скале, экономишь на стене (принцип ценности углов и сторон).
ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНАЯ (ВОЕННАЯ): солдаты и/или десантники (камни) формируются в соединения (группы) с штабами или полевыми кухнями (глаза). «Военная» модель в центре внимания и игрок в го вероятнее чувствует себя командующим армией. Но вот парадокс: если камень это воин, то как объясняли его попадание чуть ли не в любой пункт ЗА 5000 ЛЕТ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПАРАШЮТА?!
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ: на территории противостояния (гобан) строятся города и военные базы (камни), объединённые в государства (группы), независимые (живые) и обречённые (мёртвые). Глаза аэродромы и порты (на краю доски), линии сетки пути сообщения. Это моя любимая модель, высшего уровня задач. К тому же, здесь статика камней весьма реалистична: в предыдущей солдаты окапываются сразу, что ли? или стоят на Сенатской площади?
Разумеется, ни одна из моделей не совершенна. Например, уничтожение государства в модели № 10 не всегда оборачивается полным сносом его построек и институтов, хотя...
Вавилон, Карфаген, СССР... : (
Танцует камень на доске,
Хранит, как может, бережно
Он память о твоей руке,
Ходившей им небрежно.
Слегка задела рукавом
Ты поле нашей битвы –
И камни вздрогнули в одном
Дыхании молитвы.
Мы привыкли смеяться
Над дыркой от бублика,
А она это глаз его,
Стержень духовный.
Загляните сквозь бублик
В зеркало что вы
Увидели в нём?
Сынов Поднебесной ситё,
Великая белых Стена
Не смог окружить её кто?
Кого победила она?
Взволнован камень на песке:
А вдруг его приметят
И им походят на доске
Гобана этим летом?!
Откроется над головой
За крышкой чаши небо.
Краеугольный угловой -
Он и в мечтах им не был!
Модель № 11. РЕЛИГИОЗНАЯ (ЭСХАТОЛОГИЧЕСКАЯ): ангелы (камни) падают на землю, первым падает чёрный, конечно, а силы добра отвечают на вызов. Эта модель, пожалуй, чересчур претенциозна, ведь доиграть эту партию вправе лишь Господь!
Комментарий к моделям № 8 и 10: Объяснение свободы выбирать координаты хода.
Строителей сверху не видно, видны лишь постройки (вот и космонавты называют Великую Китайскую Стену единственным сооружением, видимым из космоса). Стало быть, чёрные и белые строители рассеяны по гобану, а ходы одним камнем по-очереди из-за бросания всех фондов и прорабов на самый «горящий» объект. Строительство на чужой территории небеспрепятственно, а в 1-пунктовом глазе невозможно.
Пусть гобан это водоём, где № линии = глубине. Тот, кто бегал по воде, знает, что на глубине сопротивляется вода, а на мелководье острые камни. Истина посередине. Вот модель правила начинать с 3-й, 4-й линии.
Автор: Teh. Director
Дата: 07/02/05 13:13
Очень приятно, что на наш форум заглядывают такие творческие люди =))
Стихи понравились, во всех вариациях, но конечно больше всего это:
>>>
Танцует камень на доске,
Хранит, как может, бережно
Он память о твоей руке,
Ходившей им небрежно.
Слегка задела рукавом
Ты поле нашей битвы –
И камни вздрогнули в одном
Дыхании молитвы.
<По техническим вопросам (не связанным с модерированием) форума можно обращаться ко мне.>
Бортовой журнал: http://dimdimka.weiqi.ru
«Но вот парадокс: если камень это воин, то как объясняли его попадание чуть ли не в любой пункт ЗА 5000 ЛЕТ ДО ПОЯВЛЕНИЯ ПАРАШЮТА?!"
Ви МИ, послушайте, в древности существовали технологии иного типа.
андрогенного, я бы так выразился для простоты. Впрочем, об этом надо говорить с юмором, по-другому, сейчас опасно.
В последней экспедиции по Китаю, мы видели необъяснимые предметы, у меня есть фото. Я привез с собой несколько сотен необычных снимков. Вещи, датируемые дальше 2000 лет от нас, это вообще что-то особенное. Кстати, в поселении Бампо под Сианем, стоят два горшка, которые кроме как чеке (почему два, да?) для камней, объяснить мне было бы трудно. Этому послелению 6000 лет только доказанных китайскими учеными.
Мне очень понравились образы, которые предложил нам Виталий, очень.
***
Далее не совсем по теме, но навеяно этой и смежными с ней темами ...
Вообще, я считаю, для творчества очень благоприятен либо черный либо белый пояс. Это уровни свободы, если можно так выразиться.
Черный и белый это универсальные цвета. В «средних кю» творчество, к сожалению, затруднено, техника, техническое несовершенство придавливает тебя. Кажется, вот сначала достигну того или иного уровня, вот тогда буду рассуждать свободно... Это блокирует и рост в Го.
***
Рост в Го идет быстро, когда ты не зажимаешь себя формой, которая часто является для тебя уже вчерашним днем, но начинает работать против твоей дерзновенности. Надо позволить себе мыслить свободно, и играть свободно и индивидуально. Вместо сдерживающей рейтинг-формы лучше практически отрабатывать этикет и оттачивать манеры игрока. Например, играть, беря себе форы столько сколько советуют, не стремиться только играть с теми, кто сильнее, не жалеть время на игру с «любыми уровнями», спрашивать мнения о своей игре, задавать вопросы, просить разборов, благодарить, очень много благодарить, помогать другим, особенно слабейшим и т. д.
Да, согласен, помощь слабому игроку сильно продвигает на уровне средних кю, так как заставляет задуматься над основами теории Го.
Вице-президент РОО «Федерация Го»
дракон поднимает голову
Автор: Ви Ми
Дата: 16/02/05 23:32
Модель № 12: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ.
Тёмные и светлые мысли, эмоции, переживания (камни) чередуются в нашем сознании, образуя цепочки ассоциаций и устойчивые воспоминания, комплексы, рефлексы (группы камней): так «оперативная память» становится «постоянной». Устойчивость крепостям придают «глаза», в которых нет места мыслям противоположного знака: так получаются безутешное горе и неомрачимая радость. Эта модель перекликается с религиозной моделью, ибо Бог есть Дух...
Интересная задача – истолкование в свете разных моделей смысла ко и секи.
Предлагаю поделиться соображениями.
Как нелегко
Избрать, не мешкая...
Орёл и решка,
Сено и солома,
Двойное ко
На оба ваши дома!
Автор: tango
Дата: 17/02/05 01:24
по теме ко интересна цитата из Сун-ва Хона:
«Ко-борьба стала основной загадкой за тысячи лет истории игры. Лучший японский игрок 18 века произнес перед смертью: «Если б была возможность ко, я смог бы продлить свою жизнь».
Автор: Ви Ми
Дата: 18/02/05 00:55
Модель № 13. АСТРОНОМИЧЕСКАЯ для певца (КОСМОГОНИЧЕСКАЯ для Творца).
«...Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?..» Вслед за Маяковским зажигаем звёзды и чёрные дыры (камни) на небосводе гобана (его «ко-ординатная» сетка приходит на ум при взгляде на карты звёздного неба). Цепочки камней сливаются в большие и малые звёздные скопления и галактики (группы камней). Правда ли, что у этой модели го древние астрологические корни?
День уходит на запад,
Ночь приходит с востока,
Из распахнутых окон
Слышен сумерек запах.
Зачерпнув звёзд из чаши,
Ночь плотнее и чаще
На невидимой сетке
Расставляет фусеки...
Автор: Игорь Гришин.
Дата: 18/02/05 01:17
Ви Ми стойте, я не распознал Вас в Восхождении, но здесь Вам не уйти далеко:
* 18 февраля 2005 года *
Мерцающих звезд отраженье
Манящих запахом смерти -
Ночь расставляет фусэки
Ночь побережье бессмертья
Опять любусь фусэки -
Мельчайшими мелочами
Я так далеко поверьте
От тех, кого не замечают
Я так далеко от края
Где спит моя синяя птица
Я так далеко от рая
Где мудрым святым не спиться
Мой ум принужден качаться
На тонких канатах ночи
Я так далеко от фусэки
Как Го далеко от точек :)
Автор: Сергей Павлов
Дата: 18/02/05 07:43
Не ум, но гений вдохновенья
моей рукой руко-водит ...
Виталий с Игорем в сомненьях:
Кто все ж в фусэки победит?
Автор: Ви Ми
Дата: 19/02/05 00:10
( : Модель № 14. КОНДИТЕРСКАЯ : )
Достигнем так успеха мы:
Играть за чаем надо
Изюмом и орехами
На плитках шоколада!
Автор: Игорь Гришин.
Дата: 19/02/05 01:17
* 19 февраля 2005 года *
На закате приветствовал Вас
Встреча с мудрым
Луч света с Фэнлай -
Десять тысяч страж позади
Десять тысяч промчавшихся стай
Мы сидим на циновках вдвоем
Горы запахом ночи пьянят
Сквозь бескрайний земной окоем
Башни звезд часовыми не спят