ГоБиблиотека: NieУрок11

Введение в Го от Nie Weiping

Урок 11

Тактика Иси-но-сита или Under-the-Stones

GO WINDS, Volume 3, Number 3, Fall 1999

В данном уроке мы поговорим о тактике Иси-но-сита или Under-the-Stones. Это достаточно специфическая тактика, часто встречающаяся в реальных играх.
В Китае, Under-the-Stones также известна как Taking-off-Shoe, Shedding Bones и Shedding Shell. Интересной составляющей этой тактики является необходимость жертования нескольких камней перед вбрасыванием и захватом группы противника.
Одна из разновидностей Иси-но-сита может считаться особой тактикой выдавливания слишком больших глаз (Накадэ). Такая тактика жертвования очень ценна в реальных играх. Однако, люди, не знакомые с такой тактикой часто упускают поистине золотые возможности.

[Diagram]
Диаграмма 1
[Diagram]
Диаграмма 2


Диаграмма 1Атари белого 1 приносит в жертву шесть камней. Читатель может задаться вопросом, все ли потеряно после смерти шести белых камней.
Диаграмма 2 — После захвата, создается точка разрезания. Белый 3 разрезает с атари, и белые выживают после захвата трех отмеченных камней. Это типичный пример Иси-но-сита.

[Diagram]
Диаграмма 3
[Diagram]
Диаграмма 4


Диаграмма 3 — Если белые просто попытаются спасти шесть отмеченных камней захватом в 1. Черные захватывают ходом 2 в . Белые мертвы, имея лишь один глаз.
Тактика Иси-но-сита часто может использоваться для спасения в позициях, которые кажутся безнадежными. Могут ли белые выжить в углу на Диаграмме 4?

[Diagram]
Диаграмма 5
[Diagram]
Диаграмма 6


Диаграмма 5 — Белые просто пытаются выжить ходом 1. Однако черные уничтожают глаз белых уколом в 2. Здесь обычная тактика создания глаза не проходит, белым необходимо прибегнуть к тактике Иси-но-сита.
Диаграмма 6 — Белые сначала создают форму квадрата ходом 1, позволяя черным забрать четыре камня. Эта жертва является первым шагом тактики Иси-но-сита.

[Diagram]
Диаграмма 7
[Diagram]
Диаграмма 8


Диаграмма 7 — Приведенное здесь продолжение является вторым шагом тактики, который вызывает захват камней оппонента после жертвы. После захвата четырех белых камней, отмеченные камни открыты для захвата. Белые делают атари ходом в 5 и выживают. Это типичный пример того, как тактика Иси-но-сита позволяет выжить.
Мы узнали из примеров, приведенных выше, как тактика Иси-но-сита может применяться для выживания. Следующий пример покажет, как с ее помощью можно убивать.
Диаграмма 8 — Ход черных. Могут ли они убить белых?

[Diagram]
Диаграмма 9
[Diagram]
Диаграмма 10


Диаграмма 9 — Если черные пытаются убежать расширением в 1, то белые ходом в 2 захватывают один камень и выживают. Черных постигает неудача.
Диаграмма 10 — Зная, что в основе Иси-но-сита заложена жертва камней перед захватом, несложно обнаружить ключевое соединение в 1, в форме ступеней. Белые вынуждены захватывать ходом 2.

[Diagram]
Диаграмма 11
[Diagram]
Диаграмма 12


Диаграмма 11 — Черные атари в 3 убивают четыре белых камня и оставляют белым только один глаз.
Диаграмма 12 — Четыре отмеченных камня мертвы, и похоже, что вся белая группа убита. Однако тактика Иси-но-сита часто может творить чудеса в подобных ситуациях.

[Diagram]
Диаграмма 13
[Diagram]
Диаграмма 14


Диаграмма 13 — Ключом здесь является атари белых в 1. Это вынуждает черных захватить четыре отмеченных камня ходом в 2.
Диаграмма 14 — Белые разрезают с атари ходом в 3, захватывая четыре черных камня. В результате вся группа белых жива.

[Diagram]
Диаграмма 15
[Diagram]
Диаграмма 16


Диаграмма 15 — Эта позиция очень интересна благодаря симметричности белой формы. Ход белых. Они выживают или умирают?
Диаграмма 16 — Белые группы по обе стороны находятся в атари. Если белые пытаются захватить белый камень слева, черные захватывают четыре белых камня справа, и убивают всю белую группу. Аналогично, если белые играют атари ходом в 2, черные захватывают ходом в 1. Как белым спасти обе стороны?

[Diagram]
Диаграмма 17
[Diagram]
Диаграмма 18


Диаграмма 17 — Белые ходом 1 сохраняют спокойствие. Если черные захватывают ходом в 2, то создается форма для Иси-но-сита.
Диаграмма 18 — После захвата четырех белых камней, создается точка разрезания. Белые разрезают с атари ходом в 3, убивая два черных камня. Если черные затем захватывают четыре белых камня справа, белые могут действовать симметрично.

[Diagram]
Диаграмма 19


Диаграмма 19 — Белые разрезают с атари ходом в 5, формируя по глазу с каждой стороны и таким образом обеспечивая себе жизнь. Этот пример также иллюстрирует пословицу «ходить в центр симметричной позиции». Однако ключем к данной проблеме является концепция Иси-но-сита.
Одна из серьезнейших ошибок начинающих игроков заключается в жадности, попытках спасти камни независимо от ценности этих камней. Как только оппонент создает атари, первая же мысль начинающего игрока — как сбежать. И ему или удается сбежать, создавая утяжеленную форму, или же все оборачивается смертью. Поэтому, если вы стремитесь улучшить свою игру вам следует отказаться от подобных жадных мыслей.

[Diagram]
Диаграмма 20
[Diagram]
Диаграмма 21


Диаграмма 20 — Каков лучший результат для белых?
Диаграмма 21 — Ход белых в 1 представляет собой бездумных захват с попытке спасти пять камней. Черные захватывают ходом 2 с защелкой.

[Diagram]
Диаграмма 22
[Diagram]
Диаграмма 23


Диаграмма 22 — Продолжая предыдущую диаграмму, белые упрямо играют атари в 3. Черные делают встречное атари в 4, завязывая ко-борьбу. Затем белые захватывают в 5. И, хотя белые могут выторговать себе жизнь через ко-борьбу, этот результат не лучший из возможных.
Диаграмма 23Атари белых в 1 принуждает черных захватить четыре белых камня ходом в 2. Ход 1 белых является первым шагом применения тактики Иси-но-сита.

[Diagram]
Диаграмма 24
Диаграмма 24 — Белые разрезают с атари в 3, формируя глаз, что, в сочетании с другим глазом, дарует белым жизнь. Это наилучший результат, гораздо лучше необходимости добывать жизнь через ко-борьбу как это было показано в диаграмме 22.




Упражнения


[Diagram]
Задача 1
[Diagram]
Задача 2


Задача 1 — Ход белых, могут ли они выжить?
Задача 2 — Ход черных. Могут ли черные убить белых, используя три отмеченных камня?

[Diagram]
Задача 3
[Diagram]
Задача 4


Задача 3 — Ход черных. Как они могут воспользоваться тактикой Иси-но-сита для убийства белых?
Задача 4 — Ход черных. Могут ли они убить белых?


Решения


[Diagram]
Неправильное решение 1
Неправильное решение 1 — Белые пытаются создать глаз прямым ходом в 1. Черные захватывают три белых камня ходом 2. Если белые спустятся в 3, черные отбирают глаз белых зажимом в 4, убивая белую группу. Белые также умирают, если черные делают ханэ 2 в 3, отбирая глаз белых с другой стороны.



[Diagram]
Правильное решение 1
[Diagram]
Решение 1, продолжение


Правильное решение 1 — Если белые ставят атари ходом в 1, черные могут только захватить три белых камня в 2. Зажатие в 3 является сэнтэ. Если черные отнимают глаз белых ходом в 4...
Решение 1, продолжение — Благодаря присутствию камня , разрезание с атари ходом белых 5 захватывает три отмеченных черных камня. Белые выживают без осложнений. Если черный ход 4 делается в 5, то белые формируют другой глаз ходом в 4, и также выживают.

[Diagram]
Правильное решение 2
(5 в )
Правильное решение 2 — На первый взгляд может показаться, что отмеченные камни в данной задаче мертвы и белые выживают. Однако же у черных имеется очень мощная тактика убийства белых. Черные ходят в 1, принуждая белых делать атари в 2. Затем черные спускаются в 3, и делают атари в 5, убивая белых тактикой Иси-но-сита.



[Diagram]
Неправильное решение 3
Неправильное решение 3 — Если черные пытаются спасти свои три отмеченных камня ходом слева в 1, белые формируют второй глаз ходом в 2. Белые живы, и черные потерпели неудачу.



[Diagram]
Правильное решение 3
[Diagram]
Решение 3, продолжение


Правильное решение 3 — Черные выдавливают глаз белых ходом в 1. Белые затем ставят атари ходом в 2, черный 3 скармливает еще один камень белым. Белые вынуждены захватить четыре черных камня ходом в 4.
Решение 3, продолжение — После жертвы дополнительного камня белым, черный 5 становится разрезанием с атари, и захватывает три белых камня. Это оставляет белым только один глаз и никакой жизни.

[Diagram]
Неправильное решение 4.1
[Diagram]
Неправильное решение 4.2


Неправильное решение 4.1 — Черные слепо пытаются спасти четыре камня соединяясь в 1. Белые захватывают ходом в 2.
Неправильное решение 4.2 — Соединение черных в 1 пассивно. Белые спускаются в 2 захватывая четыре черных камня. Со вторым глазом в углу белые живут.

[Diagram]
Правильное решение 4
[Diagram]
Решение 4, продолжение


Правильное решение 4 — Жертва черных ходом 1 применяет тактику Иси-но-сита. Этот ход вынуждает белых захватить четыре черных камня ходом в 2.
Решение 4, продолжение — Разрезание с атари черными 3 для белых ужасно. Белые захватывают ходом в 4 и черные делают атари в 5, убивая три белых камня. Белые остаются с одним глазом и умирают.

Пер. с англ. Антон Масло. Ред. Павел Стрибук.


Комментарии

  • Примечания от Anton Maslo: Тут кто-то уже начинал переводить, я свои переводы префиксовал как AM, так проще найти добавленное. Может, имеет смысл перевести названия тактик? Под-Камнями, Снимая-Ботинок, Обнажая-Кости, Снимая-Ракушку? Оставляю сие на усмотрение уважаемого редактора. Кстати, если будут еще какие-то подобные уроки на перевод, с удовольствием их перелопачу – мало того, что материал локализую, так еще и умнею на глазах ;) (или надеюсь, что умнею)
  • ПавелСтрибук /13.07.2004 20:38/ Спасибо, Антон. Это я начал переводить (как и уроки 8-10), но время быстро закончилось. Есть еще тексты со следующими уроками, но они в pdf-формате. Насчет терминов лучше уточнить у Сергея Павлова, но переводить на русский я думаю не стоит, т.к. устоявшихся русских названий, как мне кажется, нет.
  • AntonMaslo /13.07.2004 20:45/ Ок, термины я, как видишь, и не переводил, так что пускай остаются, если Сергей решит не трогать. Следующие уроки – я могу ведь из pdf взять текст, и в тхт файл накидать – так было бы полезно? С диаграммами я пока не смогу работать, но хотя бы эту подготовку сделаю, чтобы кто-то поумнее меня уже все красиво оформил и выложил сюда.
  • SergeiPavlov /14.07.2004 13:14/ Я все внимательно прочитал (комм.). Главное сейчас – определиться со структурой. То, что есть – меня не устраивает (и смесь латиницы с киррилицей в названии – тоже). Названия страниц не содержательные, но и не кластер (?). Давайте делать кластер и синонимы с содержательными названиями (краткие, с мнемоникой). Например, кластер УрокиНиВейпинга/11. Синоним: ТактикаИсиНоСита, или кто еще что предложит? Маленькое замечание: пишем Пер., подразумеваем «переводил» или кому как удобно, и с Ред. то же самое, тогда и грамматика не страдает, и пишем кратко ссылку на / Имя Фамилия.
  • ПавелСтрибук /14.07.2004 13:46/ Со структурой все понятно. Давняя дискуссия не закончена. Когда она начиналась про кластеры только начинали задумываться, а синонимов не было и в помине. Я специально ссылки писал с /, чтобы потом можно было быстро и без дополнительных проблем засунуть все в кластер.
    Маленькое замечание: пишем Пер., подразумеваем «переводил» или кому как удобно, и с Ред. то же самое
    Так было на первой попавшейся странице / Hashimoto Shoji: Перевод с англ. Игорь Нилов.
    • SergeiPavlov /14.07.2004 14:07/ Я стараюсь исправлять, мне кажется лучше исп. сокр., раз уж их ввели, и трактовка Имя Фамилия без падежа проще. Так как с кластерами статей? Или в кластер Статьи? Надо заканчивать с выработкой структурной концепции ГБ. Крупные группы материалов в основном авторского содержания нужно обязательно в виде кластеров делать. А про "/" надо разъяснять, может в /Синтаксис.
    • ПавелСтрибук /14.07.2004 14:37/: Лучше в кластер Статьи запихивать, на мой взгляд. На авторские же статьи (из авторских кластеров) только ставить ссылки. Насчет данных статей. Может такие адреса делать: ~/Статьи/ВведениеВГоНиВейпинга/Урок11?
    • SergeiPavlov /14.07.2004 16:01/ А не лучше кратко и фамилии начинать? Вдруг еще будут статьи Ни Вэйпинга? Такое: Статьи/Ни/ВведениеВГо/11, синоним ТехникаИсиНоСита. И мне кажется, нужно в тексте тоже заменить «тактика» на «техника». Все же тактика – это методы решения конкретных задач в целом (1. воен. – искусство ведения боя; 2. методы борьбы, применяемые для достижения намеченной цели: определяет пути и средства, формы и способы борьбы, наиболее, наиболее соответствующие конкр. обстановке в данный момент...) – т.е. тактика есть способы обеспечения стратегических целей. А техника – это и есть набор конкретных элементов, тактические приемы, например /ИсиНоСита – технический прием, а не тактика.
    • ПавелСтрибук /14.07.2004 16:33/ Тогда статьи О Риссэя и О Мэйэна (если таковые будут), например, попадут в один кластер. Т.е. имя опускать не стоит. В оригинале была именно «тактика». Может английское «тактика» и ближе к нашей «технике», но в языкознании я не силен.
    • SergeiPavlov /14.07.2004 17:24/ В таких мелочах и есть суть редакторской стилистической правки. Хотя эти понятия и близки, но даже неточность авторского текста здесь вполне уместно исправлять. Давайте оствим тактику – для тактики, а технику описывать с помощью технических приемов. Как Вам «Тактика йосэ»? Совсем звучит не по-русски для Го-игроков. «Тактика выжженой земли» – понятно. И техника йосэ – тоже. Как и техника ситё или сэмэай. В последнем случае это весь набор стредств, приемов ведения сэмэай. А тактика сэмэай? Это что такое? У сэмэай есть особая тактика?

Про кластеры: можно идти двумя путями – от имен и от названий серии статей. От имен – когда такие серии статей редки для данного автора и имеют свои оригинальные названия (Ни Вэйпинг), если же попадет к нам / Ричард Бозулич?, или / Джеймс Дэвис – то у них-то много всяких публикаций и надо, может быть, идти от тематики, по аналогии с общей библиографией книг. Что касается конкретно Ни Вэйпинга, то он такой один и вряд ли потребуется имя. А если и потребуется, то Ни будет один, а другой пусть будет с именем. И еще один момент: а может пойти по тематике из тех соображений, что классификатор будет разделом кластера, синонимы содержательные, а кластеры по имени – для формирования списков авторов статей: Статьи/Авторы?