Рейтинг-система (РС) была принята в Чешской го ассоциации в начале 1998 г. (автор Алеш Чипли). Затем база данных была расширена за счет включения европейских турниров и РС начала применяться в качестве официальной РС Европейской го федерации с ноября 1998 года. К событиям, включаемым в расчет рейтинга, предъявлялись следующие требования:
допустимы как партии на равных, так и с гандикапом.
Быстрые партии (меньше чем 30 минут) не учитывались, потому что их результаты менее достоверны. Партии с гандикапом желательно учитывать, потому что это помогает правильно согласовывать рейтинги и уровни игры, при этом обычно предполагается, что фора соответсвует разнице разрядов так, что шансы обоих игроков примерно равны. Присылайте таблицы любых турниров, соответствующих указанным условиям и до сих пор не учтенных в рейтинге. Для этого следуйте нашим инструкциям: http://www.european-go.org/rating/format.html.
Рейтинг-листЕГФ включает всех «европейских» игроков, встречающихся в базе данных турниров. Рейтинг, соответствующий среднему уровню 1 дан, равен 2100, и различие между уровнями установлено в 100 очков (6 дан = 2600, 1 кю = 2000, 20 кю = 100 и т.д.). Такое же соответствие используется для установки начального рейтинга. Для профессиональных игроков соответствие данов и рейтинга установлено временно таким: 1p = 7d = 2700, 2p = 2730..., 9p = 2940. Если рейтинг игрока опускается ниже 100, то это значение ему вновь и приписывается как нижнее значение рейтинга в РС.
Пример 1:
Рейтинги лидеров среди европейских любителей (Го Джуана и Ли Хёка) соответствуют уровню 3p-4p.
Пример 2:
Игрок с рейтинг-коэффициентом GoR = 2050 равно может рассматриваться как слабый 1 дан или сильный 1 кю.
Ввиду различия в рейтинг-системах, используемых в разных странах, соответствие между уровнями игры и GoR не может одинаково хорошо соблюдаться везде, особенно для нижних кю. Однако GoR достаточно хорошо соответствует реальной относительной силе игрока уже после 3-5 турниров.
Если игрок не выступал ни в одном из рейтинговых турниров в течение некоторого времени (этот период установлен в 2 года для игроков уровня данов, 12 месяцев для 1-10 кю, и 6 месяцев для 11-20 кю; без учета текущего года/месяца), то он не включается в текущий рейтиг-лист. Однако его рейтинг сохраняется в базе данных и будет использован, как только он или она выступит снова на любом турнире в будущем.
Описание системы
РС ЕГФ получена из системы Эло, используемой международной шахматной Федерацией (FIDE). Она базируется на идее, что можно определить вероятность победы в игре SE в зависимости от разницы рейтингов соперников D = RB RA. Для игрока с более низким рейтингом (игрок A):
(1)SE(A) = 1 / [eD/a + 1].
Вероятность победы превосходящего соперника (игрок B) получается из уравнения
(2)SE(A) + SE(B) = 1 e.
Если e = 0 в (2), то это уравнение есть просто констатация факта, что сумма обоих вероятностей должна быть равна 1. Однако такое условие со временем оказывается невыполнимым, поскольку новые прогрессирующие игроки отбирают очки рейтинга у уже стабилизировавшихся игроков. Для противодействия этому и применяются различные методы, такие как установка нижней границы рейтинга, переустановка всего рейтинга в некоторых определенных случаях, а также введение малого параметра e > 0. Мы используем значение e = 0.014, подобранное на основе баланса изменения рейтингов в районе данов. Хотя такая маленькая величина имеет незначительное влияние на изменение рейтинга игрока в одном турнире, параметр e позволяет управлять поведением системы на длительном отрезке времени.
Типичная зависимость SE от D показана в таблице 1, где все рассчитано для параметра a = 115. При этом получается приблизительно 30%-ая вероятность того, что победит более слабый игрок при разнице в 1 разряд. Так как более сильные игроки и более стабильны, то параметр a также выбирается зависящим от рейтинга игрока A. При этом 20 кю, как ожидается, выиграет приблизительно 40% игр у сопреника из соседнего более высокого уровня (т.е. с рейтингом примерно на 100 очков выше), в то время как для верхних любительских данов эта вероятность примерно равна 20%.
Таблица 1: Вероятность выигрыша SE для некоторых значений D с a = 115
D
20
40
60
80
100
120
140
160
180
200
300
400
SE(D)
0.457
0.414
0.372
0.333
0.295
0.260
0.228
0.199
0.173
0.149
0.069
0.030
В партии на равных изменение рейтинга игрока равно
(3)Rnew Rold = con · [SA SE(D)],
где SA – достигнутый результат (SA = 1, 0 или 0.5 в случае ничьей) и множитель con характеризует амплитуду изменения. В нашей РС параметр con является убывающей функцией рейтинга и приведен в таблице 2.
Таблица 2: Зависисмость параметров con и a от рейтинга. Для удобства вероятность указана в процентах. Для GoR > 2700 используется линейная экстраполяция.
GoR
con
a
SE(100)
GoR
con
a
SE(100)
100
116
200
37.8
1500
47
130
31.7
200
110
195
37.5
1600
43
125
31.0
300
105
190
37.1
1700
39
120
30.3
400
100
185
36.8
1800
35
115
29.5
500
95
180
36.5
1900
31
110
28.7
600
90
175
36.1
2000
27
105
27.8
700
85
170
35.7
2100
24
100
26.9
800
80
165
35.3
2200
21
95
25.9
900
75
160
34.9
2300
18
90
24.8
1000
70
155
34.4
2400
15
85
23.6
1100
65
150
33.9
2500
13
80
22.3
1200
60
145
33.4
2600
11
75
20.9
1300
55
140
32.9
2700
10
70
19.3
1400
51
135
32.3
Пример 3:
Оба игрока имеют одинаковый рейтинг RA = RB = 2400.
Это дает D = 0 и SE = 0.5 для обоих.
Если игрок А победил, его новый рейтинг:
Rnew(A) = 2400 + 15 (1-0.5) = 2407.5.
В то же время рейтинг игрока B понижается на 7.5, то есть
Rnew(B) = 2392.5.
Пример 4:
RA = 320, RB = 400 и игрок А победил, a = 189, SE(80) = 0.396:
Система также позволяет учитываать игры с гандикапом, принимая во внимание, что D уменьшается на 100 (H–0.5), где H – число камней форы. Обратите внимание, что вероятность победы более слабого игрока может оказаться выше, чем у более сильного (то есть более слабый игрок предположительно выиграет партию), если число камней форы, уменьшенное на 0.5, окажется больше, чем абсолютное значение (RA RB)/100.
Пример 5:
RA = 1850, RB = 2400, игрок A получил 5 камней форы и победил, D = 100, a = 90, SE(100) = 0.248:
The table shows statistics on winning a game with the opponent that is one (G+1), two (G+2), three (G+3) and four (G+4) grades stronger than the player whose strength is idicated in the first column. The data were collected from all events included in GoR tournament database.