Умер Юрий Павлович Филатов (1926 2000). Ушёл из жизни человек, благодаря которому игра Го сделала первые шаги на пути своего организационного развития в нашей стране. Человек, которого можно по праву назвать «отцом русского Го».
Мне могут возразить, что в эту играли и до Ю.П.Филатова. Уже в начале ХХ века в словаре Брокгауза и Эфрона приведена статья с кратким описанием Го под названием «облавные шашки». В 1914 году была выпущена брошюра (без выходных данных) с изложением правил Го на русском языке. В 1962 году правила игры были напечатаны в журнале «Юный техник». Этот шаг был сделан группой московских математиков, объединившихся вокруг М.М.Постникова. Профессор, доктор математических наук, интереснейшая личность, именно он расшифровал записи Н.Морозова о хронологии истории, что легло в основу известной исторической концепции академика Н.Фоменко. В те же
60-е годы в Ленинграде существовала группа любителей Го под руководством профессора Политехнического института Н.Н.Падерно. Сам Ю.П.Филатов много лет пытался обучить и заинтересовать людей игрой Го. Но только осенью 1965 года его усилия увенчались успехом. При Доме культуры им. Ленсовета была организована секция Го, которую можно считать начальной точкой отсчета развития российского Го.
Если говорить в терминах синергетики, то произошел переход к более сложному порядку самоорганизации, возникла новая структура с качественно иными свойствами, структура, способная к дальнейшему росту и развитию. Вокруг Ю.П.Филатова сплотилась небольшая группа студентов. Заряженные его энергией, захваченные его идеями, они сами стали распространять эту энергию вокруг себя, привлекать к игре близких и друзей, товарищей по работе и учебе, или просто играя и рассказывая о Го в садах и парках культуры. В секцию пошел поток новых людей. В институтах, школах, на предприятиях стали образовываться маленькие секции центры, которые через своих активистов, лидеров включались в деятельность общегородской секции, тем самым поддерживая и стимулируя процесс распространения игры.
Вдохновителем этого процесса, его организатором и главой был Ю.П.Филатов. Личность неординарная, один из ярких представителей поколения «волны
60-х годов». Получивший два высших образования, аспирант Эрмитажа, специалист по авангардистским течениям в живописи. Знаток современной литературы, владеющий тремя иностранными языками, он читал ее в подлинниках. Человек разносторонний, он прекрасно играл на пианино, собрал большую коллекцию граммофонных записей классической музыки. Но, главное, как мне кажется, в его натуре присутствовала жилка «авантюризма», стремление к азарту, к радости в предвкушении борьбы. Он был спортсменом не только по духу, имел разряды по волейболу, шахматам, увлекался бильярдом, картами. Одним словом, он был истинным пассионарием: человеком с «переливающейся через край энергией», натурой страстной, увлекающейся, личностью яркой, привлекающей к себе людей. Именно такой человек мог быть и стал «отцом русского Го».
Действительно, игра для нашего народа необычная, в корне отличающаяся от логически стройных шахмат; игра со своей глубокой внутренней логикой борьбы, со своим смыслом, близким идеям философии ХХ века; игра интересная, захватывающая внутренним динамизмом и напряженностью поединка. Тогда она казалась нам таинственной незнакомкой, пришедшей из Японии страны последней по алфавиту, находящейся для нас на краю света. Секция росла и крепла. Проводилось большое количество массовых турниров, собиравших до
50-70 человеку. Замечу, что первые два года мы играли практически только на доске 13х13. Состоялось два первенства среди команд коллективов физкультуры. Во втором участвовало 18 команд, в составе которых были трое мужчин и одна женщина. Рос престиж Го в других организациях. Нас активно поддерживал Городской шахматный клуб им. М.И. Чигорина и Ленинградский Дом Дружбы. В январе 1968 года состоялся первый международный турнир. В нем принял участие мастер
1-го дана Теруо Судзуки, японский студент, проходивший стажировку в МГУ. Городской спорткомитет выделил секции на 1968 год финансовую помощь в том же размере, что и шашкам. Какая еще организация Го в нашей стране (может быть только клуб А.И.Васильева в Казани) способна похвастаться столь бурным развитием событий?
Но, как и у многих выдающихся личностей, у Ю.П.Филатова был сложный характер. Проявлялось это прежде всего в нетерпимом отношение с людьми, которые подвергали публичной критике его отдельные действия и поступки. В начале 1968 года Ю.П.Филатов написал книгу о Го. Хороший начальный учебник, но последняя глава в нём была посвящена идеям Го как модели современной войны. Для того времени, в стране, объявляющей себя «борцом за мир во всем мире», эта идея была нонсенсом. Наши спортивные боссы рекомендовали вычеркнуть эту главу из книги, в этом случае они обещали дать ей «зеленую улицу» для издания. Но он наотрез отказался, разругался со всеми и ушел из Го «громко хлопнув дверью». Последствия этого секция Го ощущала много лет. Ю.П.Филатов не стал в нашем Го столь же «одиозной» фигурой, как Эдвард Ласкер в Америке или Бруно Рюгер в Германии, которые пестовали ростки Го в своих странах в течение нескольких десятилетий. Он был другим. Зачинателем, возбудителем нового движения в обществе, основоположником игры Го в нашей стране. Человеком, которому мы должны быть благодарны за возможность получать удовольствие от игры.
В 1975 году Ю.П.Филатов на время вернулся к активной деятельности в Го. Он написал интересные статьи о Го в журнале «
Знание-сила» и газете «Неделя», вёл пропагандистскую деятельность в Измайловском парке в Москве, пробивал выпуск малых комплектов на фабрике игрушек в г.Перхушково. Эти действия во многом способствовали успеху публикации серии статей «Школа Го» в журнале «Наука и жизнь» второго крупного шага в развитие игры Го в нашей стране.
Одна из главных разработок Ю.П.Филатова касалась классификации живописи и живописцев с ХП по ХХ век. Живопись в прошлом называли Библией для неграмотных. Но с развитием общества и жанров живописи оценка произведений существенно обогащалась, и в ХХ веке с появлением абстракционизма сдвинулась от
изобразительно-смысловой оценки (тема) к оценке формы (композиция, колорит, фактура). До ХХ века важно было лишь «ЧТО», а не «КАК». Признание абстракционизма признак свободной личности. Московская выставка 1962 года, снесённая бульдозерами, как раз свидетельствовала об обратном, и в этом событии Ю.П.Филатов активно настаивал на независимости своего мнения. И когда художник Е.
Михнов-Войтенко стал работать в духе «вторичной фигуративности» именно Ю.П.Филатов оценил и поддержал его, издал книгу, в которой показал, что рассмотрение живописи этого художника сродни тестам по Роршаху. Этот новый путь абстракционизма. При этом Ю.П.Филатов использовал свой дискретный метод оценки РЕЙТИНГА художников по шкале из 10 признаков.
Ю.П.Филатов прожил большую и содержательную жизнь, оставил яркий след не только в истории развития игры Го, но и культуры России. О его вкладе в культуру и искусство говорили директор Пушкинского дома Н.Н.Скатов, главный редактор журнала «Звезда» А.Ю.Арьев, друзья и коллеги Ю.П.Филатова. Так пусть земля ему будет пухом!
Георгий Нилов, от имени друзей и коллег