ГоБиблиотека: Статьи/Носовский/НемногоИстории

Немного истории

Глава из книги: Го. Рендзю. — М.: Советский спорт, Серия «Настольные игры», 1991. — 64 с.

Карта корневого раздела — СтатьиКарта

Авторы: Гик Е.Я., Носовский А.М., Попов А.П.


Го — одна из древнейших игр, дошедших до наших дней. Ее возраст составляет около 5 тысяч лет. Историки до сих пор спорят, какая из стран является родиной го. Одни специалисты считают, что игра зародилась в Индии, другие доказывают, что ее истоки восходят к Египту. Однако большинство сходится во мнении, что родиной го является Китай.

Первым в списке претендентов на звание «отца» го значится китайский император Яо, правивший в XXIV—XXIII веках до н.э. Уже тогда признавалось, что игра развивает интеллектуальные способности человека. Так, преемник императора Яо император Шунь использовал вейци (китайское название го) для развития умственных способностей своего сына и наследника Шан Цзюня. Конфуций отмечал, что вейци совершенствует личность человека. Знаменитый поэт Ма Юн даже посвятил поэму любимому национальному развлечению. Самым прославленным игроком считался Озан по прозвищу Ки Сэн (Святой игрок): легенды гласят, что он умел играть вслепую. Если учесть, что в партии го ходов делается в среднем в 3 раза больше, чем в шахматах, а количество пунктов для игры на доске 361, то усилия Озана следует сравнить с усилиями шахматиста, играющего вслепую сразу 18 партий!

Где-то в третьем или четвертом веке нашей эры вейци, переименованные в го, проникли через Корею в Японию. Первоначально в них играли монахи-буддисты, а императоры преследовали это занятие наравне с вином и прочими предметами духовного разврата, 701 год стал великим годом в истории го на Японских островах: императорским эдиктом игра была признана неазартной и приравнена к упражнениям на музыкальных инструментах. Так, наконец, подпольные занятия монахов получили государственную легальность.

Шли годы. Го проникли в широкие слои дворянства, купечества, ремесленников и даже крестьян. В 1603г. сегуном (правителем) Няэсу был издан эдикт об учреждении Академии го. Первым ее президентом стал выдающийся японский игрок того времени Хонин-бо Санся. Ему пожаловали имение, равное примерно 13 гектарам (в условиях малоземельной Японии — очень большое), и вдобавок жалованье в 200 коку (30 тонн) риса ежегодно. Впервые в истории человечества одаренный спортсмен стал профессионалом на жалованье у государства. Отныне он мог целиком посвятить себя разработке теории и практики любимой игры, не думая, как сказали бы японцы, о рисе насущном. Постепенно и другим сильным игрокам за искусную игру стали давать денежные награды, дворянские звания, чины. Однако и менее знаменитые мастера не пропадали в Японии с голоду: хороший учитель го всегда находил чашку риса, кувшин вина и кров над головой. Те, кто не хотел жить при дворах феодалов, бродили по городам и деревням, как в Европе это делали менестрели и барды. И всюду они были желанными гостями.

Но вот наступил 1868 год так называемой «революции Мэйдзи». Микадо — император Муцухито — лично возглавил правительство страны, провел серию буржуазных реформ, обновивших общественную жизнь Японии. Го, причисленные к анахронизмам и нелепостям сметенного феодального порядка, почти исчезли из японской жизни. Однако, как это ни парадоксально, именно «революция Мэйдзи», нанесшая такой удар по го внутри Японии, способствовала тому, что игра вышла на мировые просторы. После переворота 1868г. Япония порвала с традиционной политикой изоляции от остального мира: не только идеи западной цивилизации хлынули и эту страну, начался и встречный поток. Европейцы знакомились с японскими обычаями, искусством, архитектурой, узнали они и любимую японцами игру го.

В начале XX в. в Европе стали появляться первые любительские клубы игроков го. Эмануэль Ласкер — тогдашний чемпион мира по шахматам также заинтересовался игрой. Он быстро убедился, что она дает богатые возможности как для глубоких стратегических замыслов, так и для изящных тактических маневров. Еженедельно в доме Эм.Ласкера стали устраиваться вечера игры го, в которых помимо хозяина принимали участие Эдуард и Бертольд Ласкеры — братья чемпиона мира, тоже очень сильные шахматисты. Эм.Ласкер считал го идеальной игрой для математического ума. Между тем японцы, подметил он, до сих пор не выдвинули ни одного математика, который мог бы сравниться с величайшими гениями мира. Значит, это должно сказаться и в го. Сделав сей скороспелый вывод, Эм.Ласкер стал поговаривать о том, чтобы поехать в Страну восходящего солнца и встретиться там с ведущими мастерами игры.

Но случай помог чемпиону мира обойтись без дальнего вояжа. В то время в Берлине существовал японский клуб го. Трио Ласкеров отправилось туда, чтобы встретиться с одним японским игроком, не отличающимся высоким классом. Тот охотно согласился сыграть против всех троих, причем разрешил противникам консультироваться друг с другом и, более того, обещал дать вперед девять камней форы, что примерно равноценно ферзю в шахматах!

Немало удивленный, Эм.Ласкер незамедлительно высказал сомнение: дескать, едва ли кто в мире сможет успешно соперничать с ним на таких условиях. Тем более что он уже довольно долго изучал теорию игры, разбирал партии японских мастеров и считал, что достиг в го достаточно глубокого понимания.

Задетый за живое, чемпион мира пытался отклонить предложение самонадеянного японца и хотел играть только на паритетных началах, Но японский игрок лишь загадочно улыбался и отрицательнокачал головой.

«Ну хорошо же, хочет – пусть попробует!» Встреча состоялась. Эм.Ласкер и его союзники старательно обдумывали каждый ход, делая его лишь после длительного обсуждения между собой. Японец отвечал молниеносно, тратя на каждый ход доли секунды. Несмотря на огромную фору, японец наголову разгромил своих противников.

Огорченный таким исходом игры, Эм.Ласкер был вынужден признать, что, очевидно, в го таится много тонкостей, ускользнувших от его внимания. Впрочем, несмотря на такое сокрушительное поражение, Эм.Ласкер остался на всю жизнь горячим поклонником го и даже написал учебник для начинающих игроков.

В настоящее время в Японии и во всем мире проводится масса соревнований, как среди профессионалов, так и среди любителей. Издается большое количество литературы. О популярности игры можно судить по таким цифрам: только в Японии насчитывается около 10 миллионов, а во всем мире более 20 миллионов любителей го.

Стоит отметить, что в мировой литературе встречается немало других наименований го, все они происходят из Китая.

  • Дза-ин (Сидящий отшельник). Это название выражает душевное состояние отшельника, погруженного в го.

  • Ран-ка (Гниение топора). Происходит от одной старинной китайской легенды. Жил-был дровосек. Однажды, возвращаясь домой с гор, он встретил на пути двух старцев, играющих в го на скале. Он взглянул на доску, и положение показалось ему настолько интересным, что он позабыл все на свете и с восторгом стал наблюдать за игрой. Когда партия закончилась, старцы исчезли. Дровосек, забывший о времени, пришел в себя и нашёл, что волосы у него поседели, а рукоятка топора сгнила.

  • У-ро (Ворона и цапля). Черные и белые камни уподобляются воронам и цаплям.

  • Хо-эн (Квадрат и круг). Соответственно означают камни и доску.

  • Сю-дан (Язык жестов). Хотя партнеры ничего не говорят во время партии, но расставленные на доске камни выражают все, что они думают.


Комментарии