ГоБиблиотека: Стратегия/НаборНачинающего

Статья о том минимальном наборе дзёсэки, который необходимо изучить для достижения хорошего уровня игры вплоть до начальных данов. Оригинальное название на английском: "Joseki, a Repertoire for Beginners" , автор – Jan van der Steen. Публикуется в го-теке с любезного разрешения автора.

Источник: http://gobase.org/studying/joseki/basic/?pat=intro

Перевод Евгения Берсенёва

Оглавление документа

Введение


Количество дзёсэки огромно, это хорошо известно тем, кто выступает на профессиональном уровне. Ситуации на доске различны и каждая из них требует определённого дзёсэки. Профессионалы открывают новые дзёсэки, когда стандартные дзёсэки неприменимы. Всё это представляет определённый интерес, но для любителей Го некоторое множество установившихся и часто используемых дзёсэки вполне достаточно для того, чтобы начать (и даже стать игроком 4-го дана).

Данный обзор содержит приблизительно 25 дзёсэки, которые могут считаться набором начинающего, позволяющим играть в настоящее Го. Набор дзёсэки не случаен, а тщательно выверен и составляет так называемый «арсенал» игрока. Каждое дзёсэки рассматривается как со стороны белых, так и со стороны чёрных, для того, чтобы каждая из сторон могла выбрать вариант продолжения, соответствующий игровой ситуации. Для каждого из вариантов приведены соображения, которые приводят к выбору определённого продолжения.

Для каждого дзёсэки, обсуждаемого в данном обзоре, приводится пример из профессиональных игр, иллюстрирующий ситуацию применения данного дзёсэки (на сайте http://gobase.orgприм. переводчика).

Надо не учить дзёсэки, надо учиться на дзёсэки


[Diagram]
3-3
[Diagram]
4-3
[Diagram]
4-4





Шаблоны развития из 3-3

Взятие угла одним ходом


[Diagram]
Шаблон 1
Ходом в пункт 3,3 (сан-сан) чёрные забирают угол одним ходом. Таким образом, этот ход применим в началах с быстрым темпом.

Продолжение чёрных
Если чёрные хотят развивать этот угол, то можно играть в A для крупномасштабного продолжения или B и C для менее масштабного, но крепкого продолжения.

Продолжение белых
Обычно белые либо осторожно приближаются в B, либо более непосредственно в D. Оба варианта рассматриваются ниже.


Развитие нижней стороны


[Diagram]
Шаблон 1.1
Ход белых б.2 на этой диаграмме используется, когда белые хотят развиться на нижней части доски. Если левая сторона более значима для белых, то им следует приближаться со стороны. После ч.3 белые играют в один из пунктов A, B или C, в зависимости от общей ситуации на доске, в особенности в нижнем правом углу. Для понимания какой из вариантов необходимо выбрать, следует изучать игры профессионалов



Развитие центра


[Diagram]
Шаблон 1.2
Ходом б.2 белые хотят заставить чёрных играть низко пока они строят свою группу, нацеленную на центр. Белые должны играть этот вариант, когда центр более значим, нежели любая из сторон. Б.6 предотвращает ход чёрных в A. После ч.7 чёрные хотели бы развиться локально в B, поэтому обычно белые играют в C, чтобы сделать этот ход менее привлекательным.

Как выбрать направление, в котором играть ч.3? После ч.5 белые могли бы сыграть в D и закрыть нижнюю сторону для чёрных (см. следующий вариант). В связи с этим, ч.3 играется вдоль стороны, которая не интересна для развития белых.

Белая группа 2, 4, 6 не очень сильная и определённо не плотная. На самом деле она легко может превратиться в слабую группу позже по ходу игры.


Когда важна нижняя сторона


[Diagram]
Шаблон 1.3
Если белые хотят развиться на нижней стороне, то б.6 может играться как на этой диаграмме. После ч.7 белые обычно распространяются вдоль нижней стороны в A или B, следуя правилу: распространение от стенки должно равняться величине стенки плюс одна линия.




Шаблоны развития из 4-3

Ассиметричный угол


[Diagram]
Шаблон 2
Ходом ч.1 чёрные создают ассиметричную ситуацию в углу и, таким образом, задают дальнейшему развитию ситуации естественное направление: вдоль левой стороны. Причина, по которой левая сторона важнее заключается в положении ч.1: на четвёртой линии относительно левой стороны и на третьей линии относительно нижней стороны.

Продолжение чёрных
Если чёрные продолжают игру в углу, то они могут играть плотные ходы в A или B, менее плотные в C или D, или большие ходы в E или F.

Продолжение белых
Если белые решили продолжить игру в данной ситуации, то они могут атаковать угол в A или B. Оба хода будут обсуждаться подробно далее.

Если всё, чего хотят белые это закрепление в данном месте доски, то они играют в A. В общем же случае белые должны играть высоко — в B. При некоторых (особых) обстоятельствах белые приближаются к углу издалека — C или D. Однако, эти ходы не будут обсуждаться в данном обзоре.


Быстрый захват угла чёрными


[Diagram]
Шаблон 2.1
Как упоминалось выше, чёрный ч.1 нацелен на огораживание угла (с помощью дальнейшего хода в 2, 3, 4 или 6). Б.2 предотвращает такое огораживание и в тоже время атакует камень в углу. В обмен на территорию в углу белые получают позицию вдоль левой стороны ходом в A или B. Точное местоположение следующего хода зависит от общей ситуации на доске и в особенности от ситуации в верхнем левом углу. Для понимания какой из вариантов необходимо выбрать, следует изучать игры профессионалов.


Могут ли белые развиться на нижней стороне?


[Diagram]
Шаблон 2.1.1
Что же могут сделать белые после ч.3, если они хотят развиться на нижней стороне? Ответом может служить довольно жёсткий ход б.4. Этот ход начинает одно из самых сложных дзёсэки известных в Го на сегодняшний день — надарэ (японский термин означающий лавина, потому что белые камни [снег] скатываются с чёрных [гор]).

Это дзёсэки слишком сложное, чтобы быть обсуждаемым здесь. Я приведу три примера того, что может произойти далее. Вариант, приведённый здесь, вероятно, самый простой из возможных: чёрные получают угол, белые же достигают своей цели — развития на нижней стороне.
Но, к сожалению, обычно всё не так просто. Взгляните не следующую диаграмму.


Надарэ означает сложность


[Diagram]
Шаблон 2.1.2
Этот вариант приводится здесь только для демонстрации того, каким сложным может быть продолжение. В результате чёрные развили позицию вдоль нижней стороны, белые вдоль левой стороны. Обе стороны очень сильны и плотности обеих сильно влияют на борьбу в этих частях доски.

Надарэ — это так называемое масштабное дзёсэки (large scale joseki?), с многочисленными длинными вариантами, влияющими на игру в целом. На следующей диаграмме представлен как раз такой случай — вариант того, что может произойти в этом дзёсэки.


Совет Такэмии


   Этот вариант является основным для о-надарэ (большая лавина). Чёрные получают угол, а белые взамен получают позицию вдоль левой стороны и в центре. В продолжении игры основная борьба будет фокусироваться на белой и чёрной группах в центре. От того или иного продолжения этого дзёсэки будет сильно зависеть ситуация в нижнем правом и верхнем левом углах.

Будьте любезны, забудьте об этом варианте! Вам нет необходимости играть это дзёсэки. Когда я спросил Такэмию Масаки об этом дзёсэки, он сказал: «Я больше никогда в своей жизни не буду играть надарэ. Мне не нравятся масштабные дзёсэки, поскольку они слишком сложны и занимают много места на доске. Начинающим я бы рекомендовал играть простые варианты типа того, что указан в шаблоне 2.1.» (а для чёрных варианты 2.1.1 или 2.1.2, оба варианта достаточно просты и сэнтэприм. автора).

Шаблон 2.1.3

Глаз для эффективности


[Diagram]
Шаблон 2.2
Вернёмся к дзёсэки, представленному на диаграмме 2.1. В случае, если распространение вдоль левой стороны на один пункт дальше имеет для белых значение (на пример, если б.8 имеет дополнительное значение для верхнего левого угла), тогда они могут играть б.6 вместо прочного соединения, что позволит им сыграть б.8.


Делаем нижнюю сторону интересной


[Diagram]
Шаблон 2.3
На двух предыдущих диаграммах позиция чёрных вдоль нижней стороны очень прочная и низкая, что делает её не интересной для обоих игроков. До определённого момента играть на ней нет необходимости. Если чёрные хотят сделать нижнюю сторону интересной (например, если в правом углу имеется их позиция), то они могут сыграть кэйма ч.3. В ответ белые отыграют какари до б.8.


Чёрные демонстрируют более агрессивную позицию


[Diagram]
Шаблон 2.4.1
До сих пор чёрные играли очень просто и достаточно пассивно. Но что будет, если чёрные начнут схватку атакуя атакующего, например, с помощью ч.3?

Ход чёрных ч.3 называется хасами (клещи) и обычно ведёт к более сложному развитию, поскольку белые не могут легко построить свою группу и, следовательно, начинается борьба. В этом случае рекомендуемый способ продолжения игры начинается с б.4 и приводит к последовательности, в результате которой белые строят форму в обмен на территорию чёрных вдоль нижней части доски.


Территория взамен влияния на центр


[Diagram]
Шаблон 2.4.2
В этом варианте чёрные играют ч.7, чтобы вытеснить белых из угла. В обмен на это белые получают великолепное атари б.8. В результате у чёрных территория, а у белых сильная внешняя позиция в сэнтэ.


Ещё один обмен


[Diagram]
Шаблон 2.5
Ход чёрных ч.3 более жёсткий, нежели хасами, показанное на предыдущих диаграммах. Косуми белых б.4 предотвращает соединение чёрных в 9. Белые хотят продолжить ход б.4 в 12, таким образом, развивая нижнюю сторону. Ход чёрных ч.5 предотвращает это. Тогда белые б.6 вторгаются в сан-сан. Дальнейшая последовательность ходов показывает, что чёрные получили территорию на левой стороне, а белые камнем 14 нейтрализовали ч.5 и построили некоторую плотность вдоль нижней стороны доски.


Белые захватывают инициативу


[Diagram]
Шаблон 2.6
Если чёрные отвечают на б.6 блокируя его ч.7, тогда белые захватывают инициативу вдоль левой стороны надавливая б.10.


Белые хотят построить группу


[Diagram]
Шаблон 2.7.1
Следующая пара вариантов посвящена низкому приближению белых в б.2. Обычно этот ход облегчает белым построение группы и, следовательно, варианты несколько проще, по сравнению с высоким приближением. Этот вариант показывает типичный результат: чёрные развиваются вдоль нижней стороны, а белые развиваются вдоль левой стороны.


Способ построения группы белыми


[Diagram]
Шаблон 2.7.2
Так как б.2 низок, чёрные не могут предотвратить построение белыми базы для своей группы. Например, ч.3 препятствует ходу белых в эту точку, но в ответ на это белые всё равно строят группу с помощью б.4 и б.6. В полученной позиции далее белые могут играть A или B, таким образом, получая достаточно места для жизни.


Другой быстрый способ построения группы


[Diagram]
Шаблон 2.7.3
В этом варианте чёрные атакуют белый 2 играя в ч.3. В ответ белые быстро строят группу: с помощью косуми б.4 и защиты чёрных в ч.5 (против белого A), проскальзывают в 6 и живут. Чёрные распространяются в ч.7 вдоль нижней стороны, чтобы предотвратить ход белых в B.


Интересный способ


[Diagram]
Шаблон 2.7.4
Последний рассматриваемый вариант в этой серии шаблонов, когда чёрные атакуют белый б.2 наиболее жёстким образом — ч.3. В этом случае белые используют довольно интересный способ защиты: атакуя ч.1 они строят достаточную силу для нейтрализации ч.3.




Шаблоны развития из 4-4

Быстрое начало очень популярно


[Diagram]
Шаблон 3
Ход чёрных 4-4 (хоси, звезда) — очень быстрый, ориентированный на центр ход. Он очень популярен в современном профессиональном Го. Ход в хоси приводит к простым и понятным вариантам дзёсэки, которые сделали его популярным также и среди любителей.

Продолжение чёрных
Если чёрные хотят развить камень 4-4 они могут играть большой ход в A или крепкие ходы в B или C.

Продолжение белых
Белые обычно приближаются к камню в хоси через C. Когда приближение со стороны не интересно для белых, они могут захватить угол вторжением в D.


Когда левая сторона интересна белым


[Diagram]
Шаблон 3.1
Белые приближаются в б.2, а чёрные отвечают ч.3, предотвращая атаку белых на угол с двух сторон (с помощью б.3 или A). Если белые хотят построить группу немедленно, они могут проскользнуть в б.4, и распространиться в б.6.


Когда нижняя сторона интересна чёрным


[Diagram]
Шаблон 3.2
Когда нижняя сторона интересна для развития чёрных, на б.2 они отвечают высоким ходом в ч.3. Поскольку угол всё ещё открыт для вторжения (в A), белые обычно не скользят в B (как на предыдущей диаграмме), но играют в какую-либо из точек C, чтобы укрепиться на левой стороне доски.

Это обычное быстрое развитие около камня в пункте хоси.


Когда левая сторона интересна чёрным


[Diagram]
Шаблон 3.3.1
Когда левая сторона интересна чёрным (например, верхний левый угол принадлежит им), они могут выбрать атаку белых с этого направления ч.3. Белые обычно отвечают вторжением в угол и получают некоторую территорию внизу.


Стена в обмен на территорию в углу


[Diagram]
Шаблон 3.3.2
Когда у чёрных есть камень в районе A, они могут построить стену в другом направлении с помощью ч.5, как на этой диаграмме. Заметьте, что белые в этом случае заканчивают в сэнтэ.


Гибкость белых


[Diagram]
Шаблон 3.3.3
Одна из замечательных вещей в Го, это то, что оно непредсказуемо, и вещи зачастую не так просты, как того ожидаешь. Например, если черные играют ч.3, ожидая, что белые вторгнуться в угол, и они в ответ построят стену, как на предыдущей диаграмме, белые могут нарушить планы чёрных, играя двойное какари б.4. В ответ на естественный ход ч.5 белые ухитряются построить группу вдоль нижней стороны доски. Между прочим, это продолжение одно из сложнейших для 4-4 дзёсэки. Вы не обязаны учить данное дзёсэки, если считаете, что ещё не готовы к этому.


В поисках общей эффективности


[Diagram]
Шаблон 3.4.1
Для построения сбалансированной позиции с верхним левым углом чёрные также могут выбрать высокое хасами. Также как и в случае с низким хасами (3.3.1), белые могут играть просто и вторгнуться в угол, что ведёт к той же последовательности.


Будьте бдительны при выборе дзёсэки


[Diagram]
Шаблон 3.4.2
Когда белым не нравиться то, что чёрные блокируют левую сторону, как в случае предыдущего примера, они могут играть так, как показано здесь. Белые строят группу проскальзывая в б.6 и б.8.

Этот вариант показывает, что у белых больше вариантов развития, чем в случаях, показанных на диаграммах 3.3. Именно поэтому низкое хасами (ч.3 в A) получило популярность в последнее время.


Развитие вдоль нижней стороны


[Diagram]
Шаблон 3.5
Также как и в случае с низким хасами белые могут развиться вдоль нижней стороны доски играя двойное какари б.4. Ход чёрных ч.5 естественный ответ, который приводит к последовательности, аналогичной 3.3.3 Белые развиваются вдоль нижней стороны, а чёрные сильны на левой стороне. Этот вариант подходит для белых, так как они заканчивают в сэнтэ.


Атака хоси с двух сторон


[Diagram]
Шаблон 3.6
Чёрные могут проигнорировать (по любым разумным причинам) приближение белых б.2. Естественным продолжением белых будет сыграть другой атакующий угол ход б.4. Ход чёрных ч.5 необходим — он разделяет б.2 и б.4. До ч.15 ходы представляют собой естественную последовательность. Чёрные плотны, а белые обосновались вдоль нижней стороны.

Чёрные могут также подумать о прекрасных кикаси: в A (белые должны ответить в B) или C (белые соединяются). Какое из кикаси лучше станет ясно позднее в подходящий момент в игре.




Заключение


На этом заканчивается изучение небольшого арсенала дзёсэки. Обсуждалось около 24 шаблонов, их применение в Ваших собственных играх поможет понять их лучше. Вы можете сыграть много интересных игр, применяя лишь эти 24 шаблона. Вы даже можете стать игроком уровня дан, применяя только лишь эти шаблоны, как вашу базу знаний дзёсэки (без шуток).

Если у Вас есть комментарии по представленному материалу, положительные или отрицательные, но конструктивные, — дайте мне знать (editor@gobase.org — прим. переводчика). Также если Вы думаете, что какое-то из очень важных дзёсэки было пропущено в этом обзоре, также дайте мне знать, и я добавлю его.

Удачи и наслаждайтесь игрой!




Introduction


The amount of joseki is huge especially when one has to perform at professional level. Each situation is different and so each situation requires its own specific joseki. Professionals often invent joseki in their games when the standard joseki are inappropriate. All this is very interesting but for the amateur Go player a subset of established and frequently occuring joseki is enough to get started (or even to become a 4 dan Go player).

This overview contains a collection of maybe some 25 joseki variations which can be considered a beginners package to be able to play Go games. The selection is not random but carefully chosen, a so called repertoire. Each main line in the corner is considered from the white and black perspective and each time appropriate choices are made. For each choice always the considerations are given which leads to the particular choice.

Each joseki discussed in this overview contains an illustrative example from a professional game in which circumstances to apply the joseki. The joseki diagrams link to a complete overview of professional games in which this joseki was applied.

Don't learn joseki, learn from joseki.


The 3,3 point patterns

Settling the corner with one move


With the 3,3 move (san-san) black settles the corner in one move. This move is thus very suitable in fast-paced openings.

Black's continuations

If black wishes to further develop this corner his choices are either A for large scale development, and B or C for small solid development.

White's continuations

White's usual approach to this corner stone is leisurely with B or more direct with D. Both are discussed below.

Developing the lower side


The white 2 approach in this diagram is used when white wants to develop the lower side of the board. If the left side is more valuable white would have approached the black corner from that side instead. After black 3 white will play any of the points A, B or C, depending on the whole board position and especially the situation in the lower-right corner. You are advised to study the professional games to get an understanding of how to choose between these options.

Developing the center


With 2 white aims to make black low while settling a group in the center. White will choose this variation when the center is more important than either of the sides. White 6 prevents black A. After 7 black likes to continue with B locally so usually white will play C to make that move less attractive.

How to choose the direction of black 3? After black 5 white could play D and close the lower side for black (see the next variation). So usually black 3 is played in the direction of the side which is not interesting for white to develop.

The white 2-4-6 group is not terribly strong, definitely not thickness. Actually it can easily turn out to become a weak group later on in the game.

The lower side is important


If white wishes to build up the lower side white 6 can be played as in this diagram. After black 7 white usually makes a three point extension along the lower side with either A or B, following the general rule for extensions: the height of the wall plus 1.


The 4,3 point patterns

Making the corner asymmetric


With 1 black creates an asymmetrical situation in the corner thus giving the development a natural direction of continuation: along the left side of the board. The reason that the left side is more important than the lower side is that black 1 is on the fourth line of the left side and on the third line of the lower side.

Black's continuations

If black continues here he can either play a tight move with A or B, a slightly less tight move with C or D, or play a large scale move with E or F.

White's continuations

If white decides to continue locally he will attack the corner with either A or B. Both moves will be discussed in great detail.
When settling locally is all what white wants then white will approach with A but in general white will choose the high move B. In some (special) circumstances white will approach the corner from a larger distance with C or D. These moves will however not be discussed in this joseki introduction.

Black quickly settles the corner


As mentioned before black 1 intends to make a corner enclosure (with any of 2, 3, 4 or 6). White 2 prevents such an enclosure and at the same time attacks the corner stone. If black wants to settle the corner quickly the attachment with 3 is the recommended method. In return for the corner territory white gets a position along the left side with either A or B. The exact location of this move will depend on the global situation on the board and especially the situation in the upper-left corner. Please study the professional games to get an understanding of how to choose between these options.

Can white develop the lower side?


But what can white do after black 3 when he would like to develop the lower edge? The answer is the rather crude move of 4. This move triggers one of the most complicated joseki known in Go today: the nadare (Japanese for avalanche, because of the white stones [snow] gliding over the black [rocks]).

This joseki is far too complicated to discuss here. I give three examples to illustrate what might happen. The variation shown here is maybe the most simple variation possible: black takes the corner and white achieves his aim to develop the lower side.

But things are not that simple unfortunately. Please see the next diagram.

The nadare spells complications


Just to show you how complicated things can get I include this variation. The result is that black develops a position along the lower side and white along the left side. Both sides are very strong and these two positions of thickness will strongly affect the fighting on this part of the board.

The nadare is a so called large scale joseki with many variations spreading over the board and affecting the game as a whole. The next diagram illustrates this with a final example of what might happen in this joseki.

Takemiya's recommendation


This variation is the main line of the o-nadare (large avalanche). Black gets the corner and in return white gets a position along the left side and in the center. The white and black group in the center will be the main focus in the rest of the game and the evaluation of this joseki will strongly depend on the situation in the lower-right and upper-left corner.

But please forget about these variations! You don't need to play this joseki. When I asked Takemiya Masaki about this joseki he said:

“I will never ever play nadare in my life again. I don't like large scale joseki since it's complicated and it settles too much of the board. For beginners as white I recommend just to play the simple variation as shown in pattern 2.1."
(And as black choose either 2.1.1 or 2.1.2, both variations are reasonably straightforward and sente [editor]).

Having an eye for efficiency


Now let's return to the joseki in diagram 4,3-a-1:

If extending along the left side one point further is of valuable to white (for example, because white 8 has some extra meaning for the upper-left corner) then white can play 6 instead of the solid connection enabling him to extend to 8.

Making the lower side interesting


In the two previous diagrams black's position along the lower side of the board is very solid and low making it uninteresting and not urgent for both players to play there for a while. If black wishes to make the lower side interesting (maybe because the right corner has a black position) then black will choose to play keima with 3. White can settle the kakari stone with the sequence through 8.

Black shows a more aggressive attitude


So far black played very simple and rather passive. But what happens when black starts a fight by attacking the attacker with for example black 3?

Black 3 is called a hasami (pincer) and usually leads to more complicated developments since white usually cannot easily settle his group and consequently fighting starts. The recommended way to play here is white 4 which triggers a sequence which settles the white shape in exchange for black territory along the lower side of the board.

Trading territory for center influence


In this variation black plays 7 to keep white out of the corner. In return white gets the very pleasant atari at 8. The result is that black takes some territory while white gets a strong position on the outside and sente.

Another trade


Black 3 is more severe than the pincer which was discussed in the previous diagrams. White's kosumi at 4 prevents black from connecting at 9. White wants to follow up the move at 4 with another stone at 12 thus developing the lower side. Black 5 prevents this. White 6 takes the 3,3 point and the consequential moves show an exchange: black takes territory on the left side while white 14 neutralizes black 5 and establishes some thickness along the lower side of the board.

White takes the initiative


If black answers white 6 by blocking it with black 7 white will take the initiative along the left side by pressing with 10.

White wants to settle


The next couple of variations will discuss the low approach by white with 2. Usually this move will make it easier for white to settle locally and consequently the variations are a little easier compared to the high approach move.

This variation shows a typical result: black develops along the lower side while white settles his group along the left side.

White's settling technique


Because white 2 is low it is difficult for black to prevent that white makes a base for his group. For example, black 3 here prevents that white plays there but white 4 and 6 settle the white group anyway. In the final position white can still play A or B and so is ensured of enough space to live.

Another way to get settled quickly


In this variation black attacks white 2 by playing 3. White settles his group quickly with the kosumi at 4 and after black defends with 5 (against white A), white slides to 6 thus ensuring life. Black 7 extends along the lower side to defend against a white move at B.

An interesting technique


The final variation in this line is when black attacks white 2 with the most severe move at 3. White uses an interesting technique here: by attacking black 1 white builds up enough power to eventually neutralize black 3.


The 4,4 point patterns

Fast is very popular


Black 4,4 (hoshi, star) is a fast and center oriented move, very popular in recent professional Go. The 4,4 move leads to simple and easy to understand joseki variations which also makes it a popular move amongst amateurs.

Black's continuations

If black wants to develop the 4,4 stone he can play large scale with A or tight with B or C.

White's continuations

White usually approaches the hoshi stone with C. When approaching from the side is not interesting white can take the corner by invading at D.

The left side is interesting


White approaches with 2 and black 3 prevents that white attacks the corner from two sides (with either 3 or A). If white wants to settle a group immediately he will slide with 4 and extend with 6.

The lower side is interesting


When the lower side of the board is interesting for black to develop he will answer white 2 with the higher move at 3. Since the corner is still open for invasion (at A) white usually will not slide to B (as in the previous diagram) but play any of the points C to settle the situation on the left side of the board.

This is a typical fast-paced development around the hoshi stone.

The left side is interesting


When the left side is interesting for black (the upper-left corner is black for example) he can choose to attack white from that direction with black 3. White will usually settle his stone by invading the corner and take some territory in the process.

A wall for corner territory


When black has a stone around A black can build the wall in the other direction with 5 as in this diagram. Please note that white ends up with sente this time.

White's flexible attitude


One of the nice things about Go is that things are never that simple. For example, when black plays 3 hoping that white will invade the corner and black can build a wall as in the previous diagram white can frustrate black's plans by playing double-kakari with 4. Black 5 is the natural move and white manages to settle a group along the lower side of the board.

By the way, this is one of the more complicated 4,4 joseki. You don't need to study this joseki if you feel you're not ready yet.

Seeking overall efficiency


For balance with the upper-left position black can choose the higher pincer of 3 as well. As with the low pincer white can play simple and invade the corner leading to exactly the same sequence as before.

Stay alert when choosing a joseki


When white doesn't like that black closes off the left side as in the previous diagram he can play as in this variation. White settles his group by sliding twice with 6 and 8.

This variation shows that white has more options compared to the variation in diagram 4,4-31. That's why the one-point low pincer (3 at A) is gaining popularity recently.

Settling along the lower side


As with the one-point low pincer it is possible for white to decide to settle along the lower part of the board by playing double-kakari with 4. Black 5 is a natural response and the variation proceeds almost identical as in diagram 4,4-33. White settles along the bottom and black becomes strong on the left side. This variation is reasonable for white since he ends up with sente.

Attacking hoshi from two sides


It is possible for black to ignore (for all kinds of legitimate reasons) white's approach move at 2. The natural continuation for white is to play another attack on the corner with 4. Black 5 is essential: split 2 and 4. The moves proceed naturally up to 15. Black is thick and white is settled along the bottom.

Black can also look forward to a nice kikashi at either A (white will answer B) or C (white will connect). Which kikashi is best can be decided at an appropriate moment later on in the game.



Комментарии