ГоБиблиотека: ГоНаПК/КПК/ГоПартнер/Руководство


Карта корневого разделаГоНаПКдерево?

Оглавление документа


1. Интерфейс



Основной вид (экран 320х240)




Программа занимает всю площадь экрана КПК, которую можно разбить на 4 части. В верхней части экрана расположен статусбар. Под ним, основную часть экрана занимает доска с координатами. Под доской расположена область для системного сообщения (если оно требуется) и комментариев. И в самом низу расположен стандартный для КПК тулбар.

1.1 Статусбар


Статусбар (основной вид)




Статусбар состоит из четырех частей. Слева выводится номер текущего хода. Далее выводятся таймеры белого и черного игроков (если игра на время). Справа, перед кнопками выводятся количество пленных белых камней и количество пленных черных камней. В конце, справа, две кнопки. Первая (голубая) – минимизация программы, вторая (красная) – выход из программы.



Статусбар (дополнительный вид)




Если кликнуть на области статусбара стилусом (кроме области номера хода), то он переключается в дополнительный вид. При этом слева отображаются имена игроков белыми и черными, а справа отображаются часы. Часы показывают текущее время суток. Вывод часов можно отключить в настройках, с помошью меню: 'Файл/Настройки...', закладка 'Вид', чекбокс 'Часы'. Такой же вид статусбар принимает в том случае, если вы ноходитесь в самом начале игры (до первого хода). Если статусбар переключить в дополнительный вид, то при очередном ходе игрока или если игра идет на время, то при очередном изменении времени таймера (раз в секунду), статусбар автоматически переключается в основной вид.

1.2 Координаты


Координаты и цвет хода




Координаты располагаются над доской (буквы) и слева от доски (числа). Вывод координат можно отключить в настройках, с помошью меню: 'Файл/Настройки...', закладка 'Вид', чекбокс 'Координаты'.
В левом верхнем углу, на пересечении координат, под номером хода, отображается кружок белого или черного цвета. Это цвет следующего хода. Т.е. цвет камня, который бедет выложен на доску при следующем ходе. Если кликнуть на этот кружок, то цвет следующего хода поменяется на противоположный. Так как эта область слишком маленькая и в нее возможно сложно попасть стилусом, то для переключения цвета хода эта область расширена областью номера хода на статусбаре. Т.е. для переключения цвета можно кликать не на кружок, а на номер хода в статусбаре. Переключить цвет хода можно также и с помошью меню: 'Файл/Правка/Ход черных' или 'Файл/Правка/Ход белых'.

1.3 Доска
Доска

1.4 Системное сообщение и комментарии
Системное сообщение и комментарии.

1.5 Тулбар
Тулбар



Основные возможности и краткая помошь


  • Потдержка русского языка, в том числе в SGF фалах формата ANSI и UTF-8. (Если у вас есть SGF файл с русским языком в другом формате который неправильно воспринимается программой – вышлите мне и я доработаю программу). При сохранении ранее открытого файла, создается файл такого-же типа (ANSI или UTF-8)
  • Чтение SGF файлов. По стандарту в SGF файле может быть несколько игр с произвольным текстом перед и между ними. При чтении такого файла загружаются все игры из него.
  • Если загружено несколько игр, переключаться между ними можно с помошью меню File/Go to/Select game, по которому выводится диалог со списком игр 
  • Сохранение всех изменений в SGF файл, при этом если был открыт файл с несколькими играми, сохраняются сразу все, а также сохраняется весь текст, который был перед и мужду ними в исходном файле.
  • При работе с SGF файлами задействованны почти все наиболее распространенные команды. Если открывается SGF файл с неизвестной командой, она будет сохранена в выходном файле.
  • Для просмотра вариантов игры, есть 2 пункта меню и кнопок на тулбаре: Variant и Start of variant. Variant – переходит на следующий вариант текущего хода по кругу (с последнего варианта переходит на первый). Start of variant – переходит на первый узел (начало) текущего варианта после ближайшей развилки в сторону начала. Если нажимать Start of variant несколько раз, то каждый раз она будет переходить на начало варианта предыдущей развилки, в сторону к началу. Если дошли до самой первой развилки, Start of variant переходит на первый узел (начало) главной ветки игры. В дереве ходов есть понятие основной ветки – это сама игра, без вариантов. И если из середины этой ветки начать делать новые ходы, то получим второстепенные ветки вариантов. Еще есть понятие 'текущая ветка'. Если Variant переключил текущую ветку с основной на второстепенную, то это запоминается. И если теперь ходить вперед/назад или даже в начало/конец, то будем всегда оставаться на этой ветке. Start of variant доступна, если мы находимся на узле основной ветки. Т.е. если нажимать без конца эту кнопку до тех пор пока она доступна, то когда она станет недоступной, текущей станет основная ветка.
  • 'Ходом' является выставление черного или белого камня или пас (не в режиме расстановки). Поэтому счетчик ходов изменяется только при переходе на узел с 'ходом' и узлы с расстановкой счетчик ходов не меняют. Перемещение вперед/назад на 1 или 10 перемещает на 1 или 10 узлов независимо 'ходовый' он или нет. Т.е. если находясь в начале сделать одно перемещение вперед на 10 или 10 раз пойти вперед, то окажешься на 10-м узле от начала, но счетчик при этом может показывать меньше 10, если были не ходовые узлы.
  • Последний ход отмечается красной точкой. Варианты текущего хода показываются зелеными точками. Это можно отключить File/Options/Show variant. Эта настройка сохнаняется в самом SGF файле. Началом варианта может быть расстановка, т.к. ее одной точкой не показать,то может быт например 3 зеленые точки, а вариантов больше.
  • В верхней части программы, в строке заголовка выводится информация об номере текущего хода, часы таймера (если задействованны) и количество сьеденных камней. Желтый цвет соответствует информации игрока черными. Если кликнуть на эту область, то она переключится на отображение имен игроков.
  • Под доской расположена область для вывода комментариев. При необходимосте программа выводит свои системные сообщения в первой строке этой области синим цветом. Для просмотра всего длинного комментария и для его ввода/редактирования, нужно кликнуть на эту область.
  • Для управления программой можно запрограммировать кнопки. Меню File/Options/Keys вызвает диалог, в котором в списке перечислены возможные действия. Если на данное действие назначена кнопка, то в названии в квадратных скобках указано название кнопки. Если название кнопки неизвестно программе, там указано [Unknown]. Для прогаммирования кнопки есть три варианта:
    1. Выбрать в списке операцию и выбрать в комбобоксе нужную кнопку или None, если хотите освободить операцию от кнопки.
    2. Выбрать в списке операцию и нажать на 'Grab key' и потом нужную кнопку.
    3. Сразу дважды кликнуть на названии операции и нажать нужную кнопку.
    Если на операцию назначить кнопку, которая уже назначена на другую, то та другая операция будет освобождена от кнопки.
  • Меню File/Edit/Position mode или последняя кнопка тулбара включает режим расстановки позиции. В этом режиме появляется дополнителный тулбар, с помошью которого можно удобно редактировать позицию, т.е. расставить/удалить несколько камней (как черных, так и белых), а также расставить/удалить метки. Он нужен например для решения задач. Вся такая расстановка является одним шагом (узел в дереве SGF). Выбрав на тулбаре действие, и кликая в пункты, можно расставлять камни и метки. Если при расстановке камней кликнуть на камень, то он удалится (даже если был выставлен на предыдущих ходах). Таким же образом и метки. Метки не связаны с камнями, т.е. если расставляем метку и кликнуть на камень, то она встанет поверх камня, а при повторном клике она удалится, не удаляя камень. А при расстановке камней, не удаляются метки. Такую расстановку в принципе можно чередовать с обычными ходами.
  • По кнопке удаления, если это последний узел, например последний неправильно сделанный ход, удаляется этот узел (ход) без предупреждения. Если текущий узел находится где-то в середине дерева, то при удалении возникает предупреждение и удаляется этот узел и все дерево идущее от него. Если это был первый узел из несколких вариантов, остальные варианты не удаляются, и теущей становится первая ветка вариантов.
  • По окончанию игры (2 паса) автоматически включается оценка территории. Это работает пока только в ручном режиме и нужно в ручную пометить мертвые группы, для определения территории и результата игры. В последующем алгоритм правильного определения территории будет улучшаться. В этом режиме считается что игроки закончили игру и не имеют споров о статусе групп и территорий и следовательно все пространство окруженное одним цветом является территорией. В частности если на пустую доску положили один черный камень и сделали 2 паса, значит все доска – территория черных. Такой режим подсчета территории будет включаться всегда, когда входишь в режим оценки территории (меню File/Options/Show score или кнопка тулбара) находясь на узле со вторым пасом, символизирующем конец игры, даже если это второстепенная ветка. В этом режиме отмеченная территория сохраняется в SGF файл, а если это основной конец игры (первые 2 паса главной ветки), то в SGF файл также запишется результат. Если включать оценку территории находясь на других узлах (не конец игры), тогда будет работать именно 'оценка' территории или 'влияние', так как считается, что игра еще продолжается. В частности один черный камень на доске будет иметь 'влияние' вокруг и условная территория будет показана не на всю доску, а только какая-то часть вокруг. Данный режим еще не сделан и будет дорабатываться в ближайшем будующем.





Комментарии

Свои комментарии по программе или руководству вы можете оставить здесь