ГоБиблиотека: Го/Правила

Это старая версия Го/Правила за 2005-08-28 12:16:39..
В данном подразделе будут излагаться различные варианты формулировок правил игры Го, встречающиеся в практике и предлагаемые разными авторами, а также обзорные материалы и ссылки на другие описания.

Карта корневого разделаГоКарта

Оглавление документа

  • Кодекс Го РФГ? – проект Кодекса Го и его обсуждение




 
ПРАВИЛА ИГРЫ ГО

1. Общие положения
  • Поле для Го – матрица игровых пунктов, представляемая в виде пересечений вертикальных и горизонтальных линий (Примечание: число этих линий – величина переменная, в общем виде число вертикальных и горизонтальных линий неравно. Традиционно играют на поле с 19 вертикалями и 19 горизонталями).
  • Игровыми объектами являются фишки 0-го и 1-го цвета (Примечание: традиционно 0 – чёрный, 1 – белый. Фишки, также, принято называть камнями, традиционно)
  • Субъекты игры – две противоборствующие стороны, далее – игроки (Примечание: с каждой стороны возможно участие коллектива игроков).
  • Целью игры является ограждение с помощью камней замкнутым контуром частей игрового поля. Результатом такого ограждения являются оставшиеся незанятыми игровые пункты внутри границы, образованной камнями игрока и, возможно, краями игрового поля. Игрок, отгородивший бóльшее количество свободных пунктов, побеждает.

2. Процесс игры.
  • Камни по одному поочерёдно помещаются игроками в свободные игровые пункты, в дальнейшем они не передвигаются. Игрок может пропустить свой ход – сказать пас.
  • Игра продолжается до тех пор, пока игроки ещё могут своими ходами отгородить свои участки игрового поля, или уменьшить участки противника.

3. Правила жизни камней
  • Камни, стоящие на игровом поле, имеют степени свободы – незанятые игровые пункты, расположенные непосредственно рядом, по горизонтали и вертикали. Камни одного цвета, стоящие вплотную, имеют общие степени свободы; назовём их группой камней (Примечание: камень, стоящий на краю игрового поля, имеет три степени свободы, камень в углу поля – две).
  • Камни остаются на доске до тех пор, пока у них остаются степени свободы, незанятые камнями противоположного цвета. Если же камни противоположного цвета, будучи поставлены на игровое поле, отнимают последнюю степень свободы, то исходные камни снимаются с доски и в дальнейшем не участвуют в игре (Примечание: традиционно их называют пленными). Они приносят противной стороне дополнительно по одному пункту отгороженной территории за каждый пленный камень.
  • Игрок не может делать ходы, приводящие к исчезновению последней степени свободы у его группы камней, или ходы в пункты, где помещённый камень не имеет свободных степеней. Исключение составляют ходы, которые наряду с закрытием собственной последней степени свободы, закрывают также последнюю степень свободы каких-либо камней противника; тогда камни противника считаются забранными в плен и снимаются с игрового поля. (Следствием двух предыдущих пунктов является возможность построения таких конструкций из камней, которые нельзя пленить)
  • Возможна ситуация, при которой игрок может взять в плен одинокий камень противника, только что взявший в плен одинокий камень самого игрока. Тогда такое взаимное поочерёдное взятие, и, соответственно, повторение позиции на поле в целом, может продолжаться вечно. Чтобы избежать такого состояния, игрок обязан сделать после каждого взятия такого камня противником ход в любом другом месте игрового поля. То же касается и его противника.

4. Дополнения
  • В случае, когда на игровом поле внутри участка, отгороженного игроком, стоит группа камней противника, имеющая незанятые степени свободы, и при этом имеется форсированный ( однозначный для обеих сторон ) вариант последовательности ходов, приводящий к захвату в плен таких камней, то игроку нет необходимости непосредственно проводить эту последовательность, такая группа считается пленённой.
  • В качестве компенсации за право первого хода, игрок, играющий 0-ми, заранее выдаёт некоторое количество пленников противнику. Число этих пленников определяется по договорённости.
  • Дальнейшие дополнения могут быть любыми, в том числе и отсутствовать, как впрочем, и два первых.

 



  • ИльяВетров /30.06.2004 18:25/ Поправлена ссылка и аннотация обзора Олега Сапача. Там есть шероховатость, не знаю, где лучше об этом сказать. На диаграмме 5 показана «жизнь лунного света» с ко-борьбой, перехваченной активной группой, и рядом двойное ко в роли ко-генератора. Говорится, что пассивная группа мертва во всех системах правил. Уточнения. Во-1-х, нет границы доски, а она нужна для соседнего двойного ко. Во-2-х, по правилам AGA пассивная группа жила бы при своем перехвате ко, ведь (благодаря ко-генератору) ко внизу слева нельзя выиграть, и ни пасы, ни выжидательные ходы не помогли бы активной группе.
  • SergeiPavlov /01.07.2004 09:40/: Это надо адресовать автору текста. Я не вижу, чтобы Олег заходил в ГБ. Да, Илья, вставляй пожалуйста отчеркивание и «Комментарии», если на странице еще не было этого – таков порядок оформления материалов и дискуссий. А почему (и на форуме тоже) перед знаками препинания пробелы у тебя всегда? Это автоматика такая или специально вставляешь? :)))
  • ИльяВетров /01.07.2004 11:13/ А что, раздражают эти лишние пробелы? Если да – придется переучиваться :-( Мне так удобнее по многим причинам. Прилипшая точка – для сокращений. Отдельный знак лучше виден, например точка от запятой хорошо отличается, даже при плохом шрифте на старых наладонниках... Одно плохо – при авторазбиении строк перенос может начаться со знака.
  • SergeiPavlov /01.07.2004 14:39/: Ага, раздражает – это чисто профессиональное: я все-таки редактор... В ГБ все такие огрехи вычищаются, кроме энтой самой точки :( .