ГоБиблиотека: ТурнирныеСхемы/Классика

Раздел, посвященный классическим системам игры на равных, используемых однако и при форовой игре. Все системы можно разбить на два вида:
  • Системы с определенным числом туров — это круговая, швейцарская системы и - cистема Мак-Магона (МакМагон, ~ММ), обощающая «швейцарку» за счет стартового начисления очков.
  • Системы с выбыванием — самой известной из них является «олимпийская система» или «плей-офф». Существуют и более общие, чем «олимпийка», схемы с выбыванием после двух и более поражений.

Особое место среди всех турнирных схем занимают смешанные системы, в которых игра возможна как на равных, так и с гандикапом. Подробнее о форовых схемах см. раздел
  • Форовые системы:
    • СЕРП – система «Серп» – урезанный круговик – наиболее удобна для пошаговой игры (переписка)
    • ФОРС – класс форово-спортивных схем с частичным применением игры на форе)

Го (ГоКарта) => Го/Методики => Го/Методики/Турниры = ОрганизацияТурниров (ОрганизацияТурнировКарта) => ОрганизацияТурниров/Системы = ТурнирныеСхемы (ТурнирныеСхемыКарта)
Го => Го/Архив => Го/Архив/Турниры = Турниры (ТурнирыКарта) => Турниры/Системы = ТурнирныеСхемы

Оглавление документа

Круговой турнир

Одна из самых простых систем проведения соревнований в Го, одновременно признанная наиболее объективно выявляющей сильнейшего игрока (или несколько сильнейших) при игре на равных (т.е. когда не применяется Принцип Гандикапа). В этой системе все участники играют одинаковое число партий (туров), встречаясь между собой по схеме «каждый с каждым». Таким образом, при заданном числе участников каждый сыграет ровно на одну партию меньше этого числа, так как сам с собой он играть не может (кроме каких-либо шуточных ситуаций :). Для определения порядка туров и встреч, а также цвета камней при игре на равных, применяются специальные (шахматные) Таблицы очередности игры – см. в оглавлении.

Можно применять круговую систему и для турниров с форой (см. Принцип Гандикапа или Игра С Гандикапом). В этом случае цвет камней не определяется по таблицам, а задается форой, либо определяется с помощью Нигири в партиях, в которых по условиям проведения форового турнира гандикап не предусмотрен.

В случае равенства очков в круговом турнире применяются следующие дополнительные критерии определения преимущества (в порядке приоритета):
  • Коэффициент Бергера
  • Результат личной встречи
  • Другие дополнительные показатели в соответствии с положением о проведении соревнования

В качестве примера таблиц кругового турнира см. стр. Межзональный Турнир.


Швейцарская система

Эта система проведения турниров существует с XIX века. Впервые она была применена на одном из шахматных турниров в Швейцарии – оттуда и название: «швейцарская система», или просто – «швейцарка». В чем же суть швейцарки?

Эта система используется тогда, когда число участников турнира значительно превосходит возможное число туров. Как быть, если на турнир приедут сто или двести человек (а в истории шахмат бывало и больше участников)? Как достаточно объективно определить призеров, и чтоб турнир не затянулся до следующей весны?

В круговом турнире каждый играет с каждым и это самый объективный способ выявления сильнейших в узкой группе игроков. В олимпийской системе, или системе с выбыванием, как ее еще иногда называют, число игр, в которых принимают участие различные игроки, существенно зависит от успешности выступления: как только игрок проиграл встречу, он тут же выбывает из дальнейшей борьбы. Так что можно сыграть всего одну партию – и придется ехать домой. А зачем тогда вообще приезжать на турнир?

И вот была изобретена новая схема: после первого тура все игроки оказываются разбиты на три (в шахматах – за счет ничьих) или две группы соответственно полученным очкам. После следующего тура число групп увеличится, и т.д. А если в каждом туре сводить друг с другом находящихся в одной очковой группе? Ведь если у них равное число очков, то и играют они примерно с одинаковой силой. Тогда мы быстро выявим группу лидеров – тех, кто меньше других проигрывал за заданное число туров при любом начальном количестве участников. Вот в этом и состоит суть швейцарки: меньшим числом туров выявить необходимое число призеров или отбираемых в следующий этап многоступенчатых соревнований. Есть только одно но: число туров не может быть слишком малым, иначе весь турнир может как бы разбиться на непересекающиеся более мелкие турниры, и объективность определения призеров окажется под сомнением. Считается оптимальным, когда число участников примерно втрое превышает число туров.

Довольно подробное описание швейцарской системы для шахматных соревнований приведено на сайте
В применении к Го такое слишком подробное и сложное описание не очень удобно. Чаще всего в данное время в Го применяется система Мак-Магона, являющаяся фактически модификацией швейцарки.


Олимпийская система

Олимпийская система ("олимпийка", «плей-офф», «система с выбыванием» после одного поражения) является самой распространенной схемой организации соревнований с выбыванием участников в процессе проведения в зависимости от успешности выступления. Наиболее предпочтительна для числа участников, являющегося степенью двух: 4, 8, 16, 32,... В этом случае на начальном этапе все находятся примерно в равных условиях и победитель оказывается выявленным достаточно объективно. Все участники выписываются в столбик по номерам и на первом этапе играют: первый со вторым, третий с четвертым и т.д. Во второй этап выходят только победители первого этапа, а проигравшие выбывают из дальнешей борьбы за первое место. Для победителей первого этапа процедура повторяется и так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, выигравший все встречи. Для проигравших иногда устраиваются утешительные этапы – для распределения мест, начиная с третьего (финалист, проигравший только победителю соревнований, занимает второе место). Простейшая схема с 8-ю участниками:

первый этап
второй этап
третий этап
   
четвертьфинал

полуфинал

финал

   
  игрок 1 

игрок 2 

игрок 3 

игрок 4 

игрок 5 

игрок 6 

игрок 7 

игрок 8 


















!



!



!



!
















!
!
!





!
!
!

















!
!
!
!
!
!
!
















 Победитель турнира
                               

Общие системы с выбыванием

Эти системы — обобщение олимпийской системы. Обычно выбывание происходит после двух и более поражений (вместо одного при олимпийской системе). В самом простом случае оставляется несколько незанятых «веток» в начальном «дереве» олимпийки, куда и отбираются в результате дополнительного соревнования те, кто проиграл в основной сетке. Любые двухэтапные (или трехэтапные, четырехэтапные и т.д.) соревнования, когда в следующий этап выходят по результатам предыдущего с постепенным сокращением числа участников – тоже могут рассматриваться как системы с выбыванием.


Комментарии