Раздел, посвященный классическим системам игры на равных, используемых однако и при форовой игре. Все системы можно разбить на два вида:
Системы с определенным числом туров это круговая, швейцарская системы и - cистема Мак-Магона (МакМагон, ~ММ), обощающая «швейцарку» за счет стартового начисления очков.
Системы с выбыванием самой известной из них является «олимпийская система» или «плей-офф». Существуют и более общие, чем «олимпийка», схемы с выбыванием после двух и более поражений.
Особое место среди всех турнирных схем занимают смешанные системы, в которых игра возможна как на равных, так и с гандикапом. Подробнее о форовых схемах см. раздел
Одна из самых простых систем проведения соревнований в Го, одновременно признанная наиболее объективно выявляющей сильнейшего игрока (или несколько сильнейших) при игре на равных (т.е. когда не применяется Принцип Гандикапа). В этой системе все участники играют одинаковое число партий (туров), встречаясь между собой по схеме «каждый с каждым». Таким образом, при заданном числе участников каждый сыграет ровно на одну партию меньше этого числа, так как сам с собой он играть не может (кроме каких-либо шуточных ситуаций :). Для определения порядка туров и встреч, а также цвета камней при игре на равных, применяются специальные (шахматные) Таблицы очередности игры см. в оглавлении.
Можно применять круговую систему и для турниров с форой (см. Принцип Гандикапа или Игра С Гандикапом). В этом случае цвет камней не определяется по таблицам, а задается форой, либо определяется с помощью Нигири в партиях, в которых по условиям проведения форового турнира гандикап не предусмотрен.
В случае равенства очков в круговом турнире применяются следующие дополнительные критерии определения преимущества (в порядке приоритета):
Эта система проведения турниров существует с XIX века. Впервые она была применена на одном из шахматных турниров в Швейцарии оттуда и название: «швейцарская система», или просто «швейцарка». В чем же суть швейцарки?
Эта система используется тогда, когда число участников турнира значительно превосходит возможное число туров. Как быть, если на турнир приедут сто или двести человек (а в истории шахмат бывало и больше участников)? Как достаточно объективно определить призеров, и чтоб турнир не затянулся до следующей весны?
В круговом турнире каждый играет с каждым и это самый объективный способ выявления сильнейших в узкой группе игроков. В олимпийской системе, или системе с выбыванием, как ее еще иногда называют, число игр, в которых принимают участие различные игроки, существенно зависит от успешности выступления: как только игрок проиграл встречу, он тут же выбывает из дальнейшей борьбы. Так что можно сыграть всего одну партию и придется ехать домой. А зачем тогда вообще приезжать на турнир?
И вот была изобретена новая схема: после первого тура все игроки оказываются разбиты на три (в шахматах за счет ничьих) или две группы соответственно полученным очкам. После следующего тура число групп увеличится, и т.д. А если в каждом туре сводить друг с другом находящихся в одной очковой группе? Ведь если у них равное число очков, то и играют они примерно с одинаковой силой. Тогда мы быстро выявим группу лидеров тех, кто меньше других проигрывал за заданное число туров при любом начальном количестве участников. Вот в этом и состоит суть швейцарки: меньшим числом туров выявить необходимое число призеров или отбираемых в следующий этап многоступенчатых соревнований. Есть только одно но: число туров не может быть слишком малым, иначе весь турнир может как бы разбиться на непересекающиеся более мелкие турниры, и объективность определения призеров окажется под сомнением. Считается оптимальным, когда число участников примерно втрое превышает число туров.
Довольно подробное описание швейцарской системы для шахматных соревнований приведено на сайте
В применении к Го такое слишком подробное и сложное описание не очень удобно. Чаще всего в данное время в Го применяется система Мак-Магона, являющаяся фактически модификацией швейцарки.
Олимпийская система
Олимпийская система ("олимпийка", «плей-офф», «система с выбыванием» после одного поражения) является самой распространенной схемой организации соревнований с выбыванием участников в процессе проведения в зависимости от успешности выступления. Наиболее предпочтительна для числа участников, являющегося степенью двух: 4, 8, 16, 32,... В этом случае на начальном этапе все находятся примерно в равных условиях и победитель оказывается выявленным достаточно объективно. Все участники выписываются в столбик по номерам и на первом этапе играют: первый со вторым, третий с четвертым и т.д. Во второй этап выходят только победители первого этапа, а проигравшие выбывают из дальнешей борьбы за первое место. Для победителей первого этапа процедура повторяется и так продолжается до тех пор, пока не останется один игрок, выигравший все встречи. Для проигравших иногда устраиваются утешительные этапы для распределения мест, начиная с третьего (финалист, проигравший только победителю соревнований, занимает второе место). Простейшая схема с 8-ю участниками:
первый этап
второй этап
третий этап
четвертьфинал
полуфинал
финал
игрок 1
игрок 2
игрок 3
игрок 4
игрок 5
игрок 6
игрок 7
игрок 8
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
!
Победитель турнира
Общие системы с выбыванием
Эти системы обобщение олимпийской системы. Обычно выбывание происходит после двух и более поражений (вместо одного при олимпийской системе). В самом простом случае оставляется несколько незанятых «веток» в начальном «дереве» олимпийки, куда и отбираются в результате дополнительного соревнования те, кто проиграл в основной сетке. Любые двухэтапные (или трехэтапные, четырехэтапные и т.д.) соревнования, когда в следующий этап выходят по результатам предыдущего с постепенным сокращением числа участников тоже могут рассматриваться как системы с выбыванием.