ГоБиблиотека: ТурнирныеСхемы/Фора/Форс

Это старая версия ТурнирныеСхемы/Фора/Форс за 2009-09-04 07:01:46..
Система Форс — это условное название класса схем проведения форово-спортивных турниров, в которых применяется комбинированный принцип: партии играются и на равных, и с форой. На данной странице кратко излагается суть форово-спортивного подхода в указанном понимании.

Го (ГоКарта) => Го/Методики => Го/Методики/Турниры = ОрганизацияТурниров (ОрганизацияТурнировКарта) => ОрганизацияТурниров/Системы = ТурнирныеСхемы (ТурнирныеСхемыКарта)
Го => Го/Архив => Го/Архив/Турниры = Турниры (ТурнирыКарта) => Турниры/Системы = ТурнирныеСхемы

/Автор/СергейПавлов

Оглавление документа

Создаются группы, подобно группам в системе МакМагон (сокр.ММ), но совершенно по иному принципу формирования и несколько в иных целях – для определения порядка установления форы. Верхняя группа (может и отсутствовать, тогда турнир превращается в чисто форовый, хотя и со спортивным зачетом), средняя группа и нижняя группа. Все играют, как и в системе ММ, в одном непрервно связанном турнире. Зачет в каждой партии осуществляется, в отличие от ММ, исходя из 30-ти очков вместо 1 (единица) – в равной партии победитель получает 20 очков, а проигравший – 10. Возможны варианты другого числа распределяемых очков.

Верхняя группа играет между собой без форы. Игроки отбираются в эту группу перед началом турнира – по рейтингу и по заданному (четному) фиксированному числу, исходя из условий отбора (рекомендации по численному составу верхней группы зависят от однородности по рейтингу и числу выходящих или призовых мест и т.п.); после первого и других туров – по количеству очков в турнире (при равенстве очков предпочтение отдается по коэффициенту, аналогичному коэфф. Бухгольца – см. ниже Коэффициент КС в критериях определения преимущества, а затем – рейтингу). Очки начального гандикапа за рейтинг в верхней группе получают все одинаково – самые высокие в турнире, или возможен какой-либо гандикап на основе рейтинга (с учетом достоверности – желательно).

Средняя группа уже получает очки начального гандикапа с постепенным уменьшением по одному очку за каждые 10-20 или еще сколько-то очков рейтинга. Таким образом, самый верхний игрок в средней группе будет иметь всего на 1 очко (1/10 обычного очка в ММ) меньше, чем в верхней группе, если его рейтинг будет не более чем на 10 (20 и т.д.) пунктов меньше рейтинга самого нижнего игрока в верхней группе. Этим снимается проблема несправедливости скачка в 1 очко в системе ММ. В средней группе уже играют с линейной форой, возможно уменьшенной от разницы рейтингов примерно вдвое или в две трети от разницы рейтингов (этот параметр определяется с учетом целей и состава турнира). Фора вычисляется в ступенях (камень, т.е. точнее стоимость паса в начале партии, или его часть). За каждую ступень форы полагаются соответствующие очки «компенсации» при распределении разыгрываемых в каждой партии в среднем 30-ти очков (20+N – за победу дающему фору N ступеней, 10-N – проигравшему сопернику; при обратном результате, т.е. победе получающего фору, дававший и получавший делят очки 10/20). Фора больше 9 ступеней не дается (если ступень – это полкамня или коми мимальная фора 5 камней = 9 ступеней). Так как группы определяются по фиксированной численности, т.е. являются переменными по составу, то после каждого тура при определении верхней и других групп может происходить переход игроков из группы в группу. При спуске в среднюю группу спустившийся, вероятно, будет иметь рейтинг выше, чем у его партнера. Тогда ему (в качестве варианта регламента) предоставляется решать:
  • давать фору и играть с бОльшим риском проиграть, но зато и получать при выигрыше дополнительные очки;
  • отказаться от форового варианта и играть на равных (20/10 за победу или поражение).
Это правило действует только при спуске из верхней группы.

Схема компенсации за фору может выбираться и отличная от приведенной здесь, но с одним условием: она должна быть обоснована методами математической статистики для хотя бы усредненных параметров групп участников.

В нижней группе все играют только на форе, пропорциональной разнице рейтингов, но не выше 9 камней. Начисление аналогично описанному выше или могут быть незначительные вариации (см. замечание в конце предыдущего раздела). Начальное распределение очков пропорционально каждым 10–100 очкам рейтинга (выбирается согласованно с шагом по рейтингу более высоких групп, чтобы не было слишком больших перекосов).

Для упрощения процедуры «стыковки» игроков и повышения «справедливости» и значимости коэффициента как критерия выявления преимущества при равном количестве очков, рекомендуется пары в группах определять не по принципам ММ или швейцарки, а стыковать прямо соседей по положению в таблице, спускаясь при назначении пар сверху вниз. Это снижает вероятность «вылета» в результате неудачной жеребьевки и получения слабого партнера в первых турах, портящего коэффициент (обычное дело в системе ММ), а также не сталкивает претендентов в самом конце турнира, когда проигрыш трудно исправить (это особенно актуально для широко распространенных сейчас турниров в 4-5 туров).

Возможны комбинированные варианты, когда, например, в первом туре (или двух первых) стыковка не по рейтингу (соседи), а на основе какой-либо обычной процедуры, с учетом ограничений по форе. Скажем, стыковка по рейтингу со сдвигом на 200, 300 очков, а затем переход к стандартной системе стыковки, описанной в начале. Этот прием полезен для разведения вероятных лидеров именно в первых турах (если кому-то не очень нравится стыковка с самого начала), а также для предварительного размазывания, получения непредсказуемого распределения зачетных очков перед стыковкой вероятных лидеров.

При формировании групп и распределении мест (после, естествено, самого главного критерия – суммы турнирных очков, которые не есть число побед в партиях) рекомендуется учитывать следующие критерии (порядок приоритета оставляем для организаторов):

  1. Сумма очков соперников, набранная ими в ходе турнира (т.е. зачетные очки без стартовых).
  2. Сумма побед соперников.
  3. Коэффициент КС, равный сумме очков соперников (аналог коэфф. Бухгольца).
  4. Число побед на равных и в партиях, где давалась фора.
  5. Суммарная фора (с учетом знака), дававшаяся соперникам.
  6. Личная встреча, если она была на равных.
  7. Рейтинг на начало турнира (возможно, с учетом его достоверности).
  8. Число побед.

Обсуждение возможных приоритетов см. в Приложениях.

Учитывая довольно часто возникающие турнирные коллизии с недостоверным рейтингом у отдельных участников, иногда имеет смысл в массовых рейтинг-турнирах применять «компенсацию» форы с учетом текущих результатов. Т.е. фора назначается исходя не только из начального рейтинга в турнире, но и с учетом количества побед и поражений. Коэффициенты учета результативности должны быть не очень высокими и зависеть от состава турнира. Важна при этом достоверность рейтингов игроков, участвующих в турнире. Чем ниже достоверность, тем более разумно «включать» коррекцию форы. Например, возможно усреднение форы между определяемой по разнице рейтингов и по очковому показателю, который дает за каждое лишнее очко сверх ожидаемого соответствующее уменьшение получаемой или увеличение даваемой форы (указанный баланс для каждой пары подсчитывается индивидуально, с какими-то весами).

Описанная система корректно аппроксимирует систему ММ в верхней части таблицы и дает более высокое «разрешение» по итоговым очкам даже всего при пяти турах. Статистически (в асимптотическом смысле) эквивалентна системе ММ для игроков верхней группы.

В чем смысл распределения 20+ф/10-ф? Давайте рассмотрим группу игроков со средним рейтингом около 2000 (1 кю). Их расстояние в среднем от идеального игрока равно 1000. Значит по формуле вероятностей каждые лишние 100 пунктов разницы (или лишний камень форы) увеличивают вероятность на 100/1000 = 0.1 (10%). Если цена победы 10 очков (распределение в равной игре 20/10), эти десять процентов компенсируются при победе ровно очком: 20+1, но нет компенсации при проигрыше. Т.е. в среднем, так как вероятность победы около 50%, компенсируется только пол-очка. Поэтому мы и считаем фору в средней форовой группе (средний рейтинг должен быть не очень далек от 2000) в половинках и даем 20+2 – компенсация за две половинки равна двум очкам при выигрыше и нет компенсации при проигрыше. Т.е. математическое ожидание набранных очков такое же, как и при игре на равных в схеме ММ, но реальное распределение очков в ММ – ступенчатое с шагом в очко (10 очков в схеме Форс), что автоматически дает ошибку в конечном соответствии набираемых очков и ожидаемого результата по рейтингу в 0.5 очка ММ в среднем. В схеме Форс и ей аналогичных та же ошибка ровно в десять раз меньше (0.05 очка ММ = 0.5 очков схемы Форс).

В ряде турниров уже и ранее применялись компенсации за фору. Более того, именно Новосибирск был пионером в этом вопросе. В 1977 году, когда было получено сообщение о проведении первых всесоюзных соревнований на звание «Сильнейшего игрока Го», в нашем «Клубе любителей Го НГУ» был в самом разгаре форовый круговой турнир, в котором участвовало 15 человек, в том числе и один «гость» из Японии – Масахиро Миякава, игрок 1-го дана, ученый, стажировавшийся в ВЦ СО АН СССР. Для того чтобы не терять времени и не прекращать турнир, было решено придать ему статус отборочного, ставшего первым первенством города, а для правильного учета спортивных итогов ввести компенсацию за фору по схеме: за каждый камень суммарной форы (с учетом знака) по 0.2 очка к общему результату. Кстати, это было согласовано с разрядными нормами, принятыми в данном турнире: 70% (50+20) для получения следующего кю, 90% (50+20+20) – для повышения на два разряда, и это аналогично схеме начисления очков в системе Форс, но с кое-какими изменениями: m камней форы соответствуют распределению очков 20+2m/10-2m – при победе дающего, 10+2m/20-2m – при поражении.

Просуммировав по всем партиям и разделив на 10, получим в итоге тот же результат для суммарной компенсации за фору. Правда, такая большая компенсация наиболее адекватна составу турнира со средним рейтингом 2500 очков (именно для такого рейтинга вероятность победы возрастает на 20% при увеличении разницы на 100 очков: 100/(3000–2500) = 0.2). В нашем турнире средний рейтинг был равен 1100, но эти «мелочи» не повлияли на объективность определения первых мест – за явным преимуществом призеров (на первом месте был показан 100% результат, несмотря на фору, дававшуюся почти всем, за исключением М.Миякавы).

Прямая же компенсация за фору в целых очках ММ, как предлагается некоторыми, превышает правильное значение в среднем примерно в десять раз, ну а дробные очки ММ считать неудобно. Поэтому и выбрана шкала 20/10. Сдвиг в десять очков (можно ведь было бы и 10/0 считать) сделан для удобства: чтобы компенсация не давала отрицательные очки, когда вычитаем при проигрыше у получавшего фору: 10-ф.

Некоторые технические рекомендации и образцы документов по проведению турниров можно посмотреть в Приложениях.

Давайте играть по форово-спортивным схемам!

Что касается трехгрупповой схемы, изложенной выше, то она не применяются на практике. как показал опыт проведения ФОРС-турниров за последние 5 лет (с 2004 года). Чаще всего играется прямой ФОРС на отборочном этапе, и далее для финалистов (4 или 8 обычно) плэй-офф с возвратом проигравших в четвертьфинале (при 8 финалистах) в общий ФОРС-турнир.
Сейчас в сибирских турнирах стыковка производится не по соседям, а со сдвигом на число оставшихся туров. Так, при 6 турах в первом будут играть 1-7, 2-8 и т.д. В результате максимальная фора будет в первых турах, а потом она постепенно сойдет на нет и, кроме того, лидеры вероятно не встретятся на отборочном этапе. В заключительном туре ФОРС можно на выбор – оставлять общий принцип игры на форе – при достаточно большом по рейтингу разбросе – или как в финале, все на равных, т.к. будут встречаться соседи по таблице (сдвиг = 1, остался один тур). Данная схема применяется почти во всех сибирских турнирах последние 3-4 года, и наблюдется очень высокая корреляция с распределением по рейтингу (с учетом аномалов).
1. Классический полный ФОРС при уровне лидеров не менее 1 кю.
1.1. Стартовые очки – целая часть от деления рейтинга РФГ на 10 (при рейтинге 2479 получаем 247, т.е. фактически отбрасываем последнюю цифру рейтинга и все).
1.2. Распределение очков в партии 20+ф/10+ф – симметричное, ф – фора в камнях с учетом знака (даешь фору – она с плюсом, получаешь – с минусом).
Данные условия обеспечивают статистически выход конечных распределений на близкие к ММ, по крайней мере для лидеров ~ 1 кю и выше.
2. Несимметричный ФОРС.
2.1. Стартовые очки из расчета 5 очков на ранг или больше 1 ранга внизу шкалы – ниже 1000–1500 (примерно, можно округлять рейтинги до рангов, а потом насчитывать очки – так и делали на Драконе в турнирах по СЕРПу).
2.2. Распределение очков при победе 10+ф, при поражении – 0.
При большом числе туров статистически эквивалентна полному ФОРСУ при согласованных стартовых очках (очковый коэффициент 2 при переходе к полному ФОРСу).
3. Упрощенный ФОРС.
3.1. Стартовые очки начисляются в соответствии разрядной сеткой ЕВСК: б/р – 0, 3р – 1, 2р – 2, 1р – 3, КМС – 4, МС – 5, Гр – 6.
3.2. Распределение очков в партии на равных 2-0, при победе дающего фору 1 – 3-0, фору 2-4 камня – 4-0. более 4-х камней – 5-0. Поражение всегда 0, победа получающего фору – 1 очко.
Схема аналогична несимметричному ФОРСу, но с более грубыми стартовыми и компенсационными очками (очковый коэффициент 4 при переходе к несимметричному ФОРСу).
Во всех схемах очень важно соблюдать принцип сдвига, т.к. тогда претенденты на финальную пульку будут иметь примерно равные условия по форе в отборочных турах, не встречаясь между собой, а как бы предварительно уточняя свои «ФОРС-рейтинги». Результат первых форовых туров для группы лидеров по рейтингу показывает состояние спортивной формы каждого на данном турнире и позволяет объективно отобрать финалистов, а там они в плэй-офф разберутся между собой окончательно. Все остальные играют полный турнир по одной схеме и также достаточно объективно, с учетом статпогрешности, получают итоговые места.


  • Число распределяемых в одной партии очков (обычно 30)
  • Число групп (1-3)
  • Границы и численность групп (учитывается число выходящих или призовых мест и средний рейтинг групп)
  • Ступень форы в группе 2 (от полкамня до расчета индивидуально в очках коми)
  • Схема компенсации: (20+N/10-N, 10/20) или симметричные схемы и т.п.
  • Стартовые очки в верхней группе (возможен гандикап с некоторым шагом в зависимости от рейтинга)
  • Шаг стартовых очков во второй группе (из расчета 10-50 очков рейтинга на одно очко гандикапа)
  • Шаг стартовых очков в третьей группе (из расчета 10–100 очков рейтинга на одно очко гандикапа)
  • Выбор критериев приоритета (возможно, по группам)
  • Выбор параметров спецстыковки в первых турах.
  • Определение условий отказа от игры на форе при спуске из верхней группы.
  • Условия динамической коррекции форы с учетом текущих результатов

Возможно введение и любых других разумных параметров настройки. Особенно после обобщения опыта проведения турниров по схемам типа ФОРС в широкой практике.