Адзи (Aji) | потенциальная возможность |
| |
Адзи Kэси (Aji Keshi) | ход, уничтожающий Адзи в построениях соперника |
| |
Аки Сан Каку (Aki San Kaku) | форма «пустой треугольник» |
|
|
Амари Гатати (Amari Gatachi) | форма кажется хорошей, но мало что дает |
|
|
Атари (Atari) | угроза уничтожения в один ход |
|
|
Атэ (Ate) | практически то же самое, что и Атари |
| |
Атэкоми (Atekomi) | ход, угрожающий разрезать Косуми |
|
|
Атэноби (Atenobi) | Атари и Ноби |
|
|
Ацуми (Atsumi) | плотность |
| |
Бамбо (Bamboo) | параллельные двушки, разделенные общими Дамэ | |
|
Бёёми (Byo-yomi) | дополнительное время на обдумывание ходов в партии |
| |
Боси (Boshi) | накрывание сверху |
|
|
Боцуги (Botsugi) | соединение трех камней в линию |
|
|
Варикоми (Warikomi) | вклинивание между двумя камнями |
|
|
Вариути (Wariuchi) | ход на стороне, создающий Миаи для построения базы |
|
|
Варуи (Warui) | плохая, неэффективная форма камней |
| |
Ватари (Watari) | соединение по краю доски |
|
|
Гайсэй (Gaisei) | внешнее влияние | |
|
Гобан (Goban) | доска или специальный маленький столик из дерева для игры го |
| |
Готэ (Gote) | ход с потерей темпа |
|
|
Гудзуми (Guzumi) | ситуация, когда «пустой треугольник» оказывается хорошей формой |
| |
Гэта (Geta) | ловушка для камней |
|
|
Дайдай Гэйма (Daidai Geima) | ход на пункт дальше, чем Огэйма |
|
|
Дамэ (Dame) | нейтральный, ничейный пункт; точка дыхания, степень свободы |
| |
Дамэзумари (Damezumari) | нехватка, недостаток Дамэ у группы камней |
| |
Дан (Dan) | ступень мастерства в игре, мастерский уровень |
| |
Данго (Dango) | плотная, неэффективная масса камней |
| |
Дзёсэки (Joseki) | локально обоюдоравная стандартная последовательность ходов |
|
|
Дзиго (Jigo) | ничья |
| |
Дзингаса (Jingasa) | двойной пустой треугольник из 4-х камней в форме шляпы |
|
|
Дзоку Судзи (Zoku Suji) | плохой стиль игры |
| |
Дэ (De) | проталкивание, ход между двумя камнями соперника |
|
|
Дэгири (Degiri) | комбинация из ходов Дэ и Кири |
|
|
Иккэн (Ikken) | расстояние между камнями, расположенными через один пункт |
| |
Иккэн Басами (Ikken Basami) | Хасами для камня через один пункт на третьей линии |
|
|
Иккэн Симари (Ikken Shimari) | Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-4 |
|
|
Иккэн Такабасами (Ikken Takabasami) | Хасами для камня через один пункт на четвертой линии |
|
|
Иккэн Тоби (Ikken Tobi) | прыжок через пункт (см. Иккэн) |
|
|
Иси (Ishi) | камень |
| |
Иси Но Сита (Ishi-no-shita) | комбинация с игрой на месте съеденных камней |
| |
Итиго Мас (Itigo Masu) | форма «Плотницкий квадрат» |
| |
Йон- (Yon-) | префикс, означающий четыре | | |
Йосу Миру (YosuMiru) | пробный ход |
|
|
Йосэ (Yose) | завершающая стадия партии |
| |
Кадо (Kado) | угол |
| |
Какари (Kakari) | атака одинокого камня в углу, препятствующая созданию Симари |
|
|
Какаэ (Kakae) | обнимающий ход |
| |
Какэ (Kake) | надавливающий ход |
|
|
Какэмэ (Kakeme) | ложный глаз |
| |
Какэцуги (Kaketsugi) | форма «Висячее соединение» |
|
|
Карами (Karami) | раскалывающая атака |
| |
Каруи (Karui) | легкая форма, без труда образующая два глаза |
| |
Катасэнтэ (Katasente) | одностороннее Сэнтэ |
| |
Катати (Katachi) | форма камней |
| |
Катацуги (Katatsugi) | плотное соединение |
| |
Катацуки (Katatsuki) | ход по диагонали от камня соперника |
|
|
Кикаси (Kikashi) | ход, требующий обязательного и однозначного ответа |
| |
Кири (Kiri) | разрезание |
| |
Кириноби (Kirinobi) | комбинация из ходов Кири и Ноби |
| |
Киритигаи (Kiritigai) | обоюдное разрезание |
| |
Ко (Ko) | ситуация и правило: запрещено повторять позицию |
|
|
Ко-борьба (Ko-fight) | борьба вокруг взятия одного камня, связанная с правилом Ко | | |
Когэйма Симари (KogeimaShimari) | Симари из камней в пунктах 3-4 и 5-3 |
|
|
Кодатэ (Kodate) | Ко-угроза |
| |
Коми (Komi) | компенсация в очках за право первого хода |
| |
Комоку (Komoku) | пункт 3-4 |
|
|
Коригатати (Korigatachi) | переконцентрированная форма |
| |
Косуми (Kosumi) | ход по диагонали от своего камня |
|
|
Косуми Цукэ (Kosumi Tsuke) | ход Косуми с прилипанием к камню соперника |
|
|
Кэйма (Keima) | ход конем на два пункта прямо и один пункт в сторону |
|
|
Кэйма Ватари (Keima Watari) | соединение с помощью Кэйма по краю доски |
|
|
Кэйма Цуги (Keima Tsugi) | соединение с помощью Кэйма |
|
|
Кэси (Keshi) | гашение Мойо соперника, подчистка |
| |
Кю (Kyu) | ступень любительской классификации, разряды вниз от Сёдан |
| |
Магари (Magari) | ход, создающий из камней угловую форму | |
|
Магари Симоку (Magari Shimoku) | у группы один изогнутый глаз в углу из 4-х пунктов | |
|
Маннэн Ко (Mannen Ko) | тысячелетнее ко | | |
Манэго (Manego) | зеркальная стратегия повторения ходов соперника | | |
Миаи (Miai) | два равносильных хода (равнозначных пункта) | |
|
Мойо (Moyo) | наметки территории, обычно в широких рамках | | |
Мокухадзуси (Mokuhazushi) | пункт 3-5 |
|
|
Мотикоми (Mochikomi) | испорченное вторжение | | |
Мукаи Комоку (Mukai Komoku) | симметричное Комоку | | |
Мэ (Me) | глаз, внутренний свободный пункт группы | | |
Накадэ (Nakade) | создание одного большого глаза, не разбиваемого на два | | |
Нараби (Narabi) | удлинение от своего камня в отсутствие камня соперника | | |
Нигири (Nigiri) | розыгрыш цвета перед началом партии |
| |
Нидан Банэ (Nidan Bane) | двойное Ханэ | |
|
Никэн (Niken) | интервал в два пункта на один пункт больше, чем Иккэн | | |
Никэн Басами (Niken Basami) | Хасами для камня через два пункта на третьей линии | |
|
Никэн Бираки (Niken Biraki) | распространение через два пункта от своего камня | |
|
Никэн Такабасами (Niken Takabasami) | Хасами для камня через два пункта на четвертой линии | |
|
Никэн Тоби (Niken Tobi) | прыжок через два пункта от своего камня |
|
|
Нирэнсэй (Nirensei) | Фусэки с двумя камнями Хоси на одной стороне | |
|
Ноби (Nobi) | удлинение от своего камня | | |
Нобикоми (Nobikomi) | удлинение в сторону чужой территории | | |
Нозоки (Nozoki) | угроза разрезания | | |
Нуки (Nuki) | взятие | | |
О-ба (O-ba) | большой пункт в Фусэки | | |
Огэйма (Ogeima) | большой ход конём дальше Кэйма на один пункт |
|
|
Огэйма Симари (Ogeima Shimari) | Симари из камней в пунктах 3-4 и 6-3 | |
|
Одзару (Ozaru) | «прыжок обезьяны», Огэйма со второй линии на первую | | |
Ои-отоси (Oi-otoshi) | захват (с жертвами) последовательными Атари | | |
Оки (Oki) | вбрасывание камня с целью уничтожения глаз | | |
Окито (Okito) | жертва двух камней на краю доски с целью лишения глаз | | |
Омои (Omoi) | тяжелая, неуклюжая форма, имеющая проблемы с глазами | | |
Осаэ (Osae) | блокирующий ход, предупреждающий ноби соперника | | |
Оси (Oshi) | толчок, напор, придавливание | | |
Пинцуги (Pintsugi) | прямое соединение | |
|
Поннуки (Ponnuki) | форма, возникающая после взятия одного камня | |
|
Рё (Ryo) | два, двойной в сочетаниях на первом месте | | |
Рэйсэй (Reisei) | спокойствие, самообладание, невозмутимость, хладнокровие | | |
Сабаки (Sabaki) | легкая, эластичная форма | | |
Сагари (Sagari) | вытягивание к краю доски со второй или третьей линии | | |
Сангэн Басами (Sangen Basami) | Хасами для камня через три пункта на третьей линии | |
|
Сангэн Бираки (Sangen Biraki) | распространение через три пункта от своего камня | |
|
Сангэн Такабасами (Sangen Takabasami) | Хасами для камня через три пункта на четвертой линии | |
|
Санрэнсэй (Sanrensei) | Фусэки с тремя камнями Хоси на одной стороне | |
|
Сан-сан (San-san) | пункт 3-3 | |
|
Сару Субэри (Saru Suberi) | см. Одзару | |
|
Semedori | ? |
Сасикоми (Sashikomi) | вставка | |
|
Сёдан (Shodan) | первый Дан | |
|
Сибори (Shibori)) | техника «прессования», сжимание, сдавливание | |
|
Сикацу (Shikatsu) | «жизнь и смерть», обычно относится к группам камней | |
|
Симари (Shimari) | ограждение угла из двух камней | |
|
Синоги (Shinogi) | выход из затруднительного положения | |
|
Симэцукэ? (shime-tsuke?) | ? | |
|
Ситатэ? (shitate?) | более слабый игрок | |
|
Ситё (Shicho) | способ захвата камней, внешне похожий на лестницу | |
|
Ситё Атари (Shicho Atari) | ход, прерывающий Ситё | |
|
Субэри (Suberi) | скольжение с помощью Кэйма с третьей линии на вторую | |
|
Судзи (Suji) | замысел, сюжет, канва | | |
Сусоаки (Susoaki) | заглядывание в чужую территорию | |
|
Сутэиси (Suteishi) | жертва, жертвенные камни | |
|
Сэй-моку (Sei-moku) | форовые пункты | |
|
Сэки (Seki) | форма жизни групп без двух глаз (невыгодно нападать первым) | |
|
Сэмэай (Semeai) | антагонистическая борьба двух групп соперников за выживание | |
|
Сэнтэ (Sente) | ход без потери темпа | |
|
Такамоку (Takamoku) | пункт 5-4 |
|
|
Такэфу (Takefu) | то же, что и Бамбо | | |
Тасуки (Tasuki) | Фусэки, в котором черные занимают противоположные углы | | |
Тати (Tachi) | поднятие позиции, «вставание» | | |
Тоби (Tobi) | прыжок | | |
Тобидаси (Tobidashi) | прыжок наружу, выскакивание | | |
Тобикоми (Tobikomi) | прыжок в чужую зону | | |
Тобицукэ (Tobitsuke) | прыжок вплотную к камню соперника | | |
Тобимагари (Tobimagari) | прыжок, образующий угол | | |
Тосэй (Tosei) | «вечная жизнь», бесконечное повторение взятия камней | | |
Тэвари (Tewari) | анализ позиции после попарного снятия лишних камней | | |
Тэдомари (Tedomari) | последний большой ход в Фусэки или приносящий очки в йосэ | | |
Тэнгэн (Tengen) | центральный пункт доски |
|
|
Тэнуки (Tenuki) | пропуск хода в локальной ситуации (ответ в другом месте) | | |
Тэсудзи (Tesuji) | лучший ход в локальной тактической ситуации | | |
Тюбан (Chuban) | средняя стадия партии | | |
Утикаки (Uchikaki) | жертва камня на первой линии для разрушения глаз | | |
Утикоми (Uchikomi) | вторжение | | |
Утисуги? (Uchisugi?) | «перебарщивание», т.е. ход необоснованный, чрезмерно агрессивный | | |
Уттэгаэси (Uttegaeshi?) | захват камней созданием Дамэзумари с помощью жертвы | |
|
Фукурэ (Fukure) | раздутие формы | | |
Фурикавари (Furikawari) | размен с участием территорий, групп, сфер влияния | | |
Фусэки (Fuseki) | начальная стадия партии | | |
Хазама Тоби (Hazama Tobi) | прыжок по диагонали через пункт | |
|
Хамэтэ (Hamete) | ход-ловушка (обычно объективно не лучший) | | |
Ханами Ко (Hanami Ko) | Ко-борьба, в которой одна из сторон ничем не рискует |
|
|
Ханэ (Hane) | Косуми с охватом камня соперника | |
|
Ханэдаси (Hanedashi) | Ханэ в пояс Кэйма изнутри наружу | |
|
Ханэкоми (Hanekomi) | Ханэ между двумя камнями соперника | |
|
Ханэкэси (Hanekeshi) | Контр-Ханэ | | |
Ханэсита (Haneshita) | Ханэ снизу | | |
Хасами (Hasami) | Атака путем взятия группы соперника в клещи | |
|
Хасами Цукэ (Hasami Tsuke) | Хасами вплотную | |
|
Хики (Hiki) | оттягивание к своему камню | | |
Хираки (Hiraki) | развитие от своего камня по третьей или четвертой линии | |
|
Хонимбо (Honinbo) | один из самых престижных го-титулов | | |
Хонтэ (Honte) | умелый, искусный; мастер своего дела, профессионал | |
|
Хорикоми (Horikomi) | тактическая жертва камня, вбрасывание | | |
Хоси (Hoshi) | пункт 4-4 или в центре стороны по четвертой линии |
|
|
Цуги (Tsugi) | соединение | | |
Цукэ (Tsuke) | ход вплотную к камню соперника (приклеивание) | |
|
Цукэ-атари (Tsuke-atari) | присоединение к голове группы | |
|
Цукэ-гири (Tsuke-giri) | Цукэ и Кири | |
|
Цукэкоси (Tsukekoshi) | Цукэ к талии Кэйма | | |
Цукэ-кэси (Tsuke-keshi) | Контр-Цукэ | | |
Цукэ-ноби(Tsuke-nobi) | Цукэ и Ноби, а также вид Дзёсэки | |
|
Цумэ (Tsume) | ход, препятствующий Хираки соперника | | |
Цумэ-го (Tsume-go) | задачи на жизнь и смерть | | |
Цуппари (Tsuppari) | толчок в бок | | |
Эгури (Eguri) | «долото»; ход, выбивающий глазную базу из-под камней | | |
Юруми Ситё (Yurumi Shicho) | Ситё, которое не убегает; двухтемповое Ситё | |
|
Юсэй (Yusei) | превосходство, мощь, господство | | |
Ягура (Yagura) | форма «башня», квадрат из камней, расположенных через Иккэн | |
|
Исторические термины |
| | |
Годокоро (Godokoro) | особый институт яп. государства, министерство по игре Го (в средние века) | | |
ГоТитулы (Go Titles) | титулы, присваиваемые игрокам в Го | | |
Неяпонские (англ.) синонимы |
| | |
Влияние (Influence) | в большей части синоним Гайсэй | | |
Вэйци (Wei Qi) | транслитерация китайского названия игры Го | | не англ. |
Вейчи (Wei Qi) | еще одна транслитерация китайского названия игры Го | | не англ. |
Гандикап (Handicap) | фора, получаемая перед началом игры более слабым игроком | | |
Защёлка (Snapback) | комбинация с жертвой, то же самое, что и Уттэгаэси | | |
Плотность (Thickness) | то же самое, что и Ацуми | | |
Перебор? (Overplay?) | «перебарщивание»,то же самое, что и Утисуги? | | |
Сила (Strength) | отсутствие слабостей | | |
Темп? (Tempo?) | ход без потери инициативы, синоним Сэнтэ | | |
Японские формы вежливости |
| | |
О-нэгаи-дэкимаска? (Onegai dekimasuka?) | не будете ли так любезны сыграть со мной? | | |
О-нэгаи-симас (Onegai shimasu) | давайте, пожалуйста, начнем | | |
О-хаё-годзаимас (Ohayou gozaimasu) | доброе утро! вежл. | | |
Кон-нити-ва (Konnichiwa) | добрый день, здравствуйте | | |
Кон-бан-ва (Konbanwa) | добрый вечер | | |
Саё-нара (Sayounara) | до свидания | | |
Аригатоо годзаимас (Arigatou gozaimasu) | большое спасибо! | | |
Доомо Аригатоо | очень большое спасибо | | |
Аримассэн (Arimassen) | извините, пожалуйста, что я так плохо играл (смысл по контексту) | | |
Макэмас (Makemasu) | сдаюсь | | |