ГоБиблиотека: ТурнирныеСхемы/Фора/Серп

Система Серп — это усеченная круговая система (серп – неполная луна – т.е. усеченный круг). Если в таблице кругового турнира отметить клетки, которые соответствуют играемым в усеченной системе партиям, то картинка в одной из двух частей таблицы (выше или ниже диагонали), образованная отмеченными клетками, будет также напоминать по форме серп.

Го (ГоКарта) => Го/Методики => Го/Методики/Турниры = ОрганизацияТурниров (ОрганизацияТурнировКарта) => ОрганизацияТурниров/Системы = ТурнирныеСхемы (ТурнирныеСхемыКарта)
Го => Го/Архив => Го/Архив/Турниры = Турниры (ТурнирыКарта) => Турниры/Системы = ТурнирныеСхемы

Автор системыСергей Павлов.

Оглавление документа

Идейная основа системы

При игре в турнирах, когда нужно заранее знать все возможные встречи, а круговой турнир невозможен по причине либо его большой продолжительности, либо из-за слишком большого разброса рейтинга, можно применить следующий подход. Разбиваем всех участников, предварительно выписанных по рейтингу, на подгруппы с одинаковым числом игроков в каждой, причем так, чтобы было побольше подгрупп – с одной стороны а с другой – чтобы (как видно будет из дальнейшего) обеспечить минимальные возможные (в среднем) разности в рейтингах в будущих партиях. Подгруппы должны также по рейтингу следовать друг за другом, как и сами участники. Составляем из таких «команд» таблицу кругового турнира (пример с шестью подгруппами – командами):

  1 2 3 4 5 6
команда 01 Х * *      
команда 02 * Х   *    
команда 03 *   Х   *  
команда 04   *   Х   *
команда 05     *   Х *
команда 06       * * Х

Там где звездочки – это матч между условными командами по схеме «каждый с каждым», а также каждая команда проводит мини-круговой турнир внутри себя. В случае, если число игроков в каждой команде равно трем, получим, что каждый сыграет по восемь партий. При этом если турнир форовый, то разность в рейтингах, а значит и ожидаемая средняя фора, по всей таблице распределена равномерно и не превышает разницы в рейтингах между самыми далекими по этому показателю игроками в двух группах, отстоящих друг от друга на два номера.

Система начисления очков должна учитывать начальный рейтинг, если турнир имеет спортивные цели. В форовых турнирах можно предложить следующие схемы начисления очков:

  • Если фора в турнире не превышает пяти камней, то начисляем в равных партиях 15/5 – за победу и поражение соответственно; для дающего фору начисляем (15+фора)/5, для получающего – 15/(5-фора).
  • Для форы до 9 камней схема аналогична, но сдвигаем все на 5 очков, т.е 20/10, (20+фора)/10, 20/(10-фора).

Для полной адекватности спортивному принципу нужно сделать начисление очков перед началом по схеме такого типа: самая верхняя группа получает очки по максимуму (в зависимости от длины рейтинговой лестницы), все другие игроки, начиная с самого первого во второй группе получают постепенно уменьшающееся количество очков соответственно их рейтингу с шагом, котрый зависит от схемы начисления основных очков, разброса в рейтинге, числе выходящих или призовых мест, важности чисто спортивных результатов и т.д. – см. ФорсФОРС?. Можно рекомендовать схему, при которой на 1 разряд будет приходиться 10 стартовых очков гандикапа, тогда это будет аналогично системе стартовых очков, часто применяемой в ММ?. Суть в том, что при таких условиях игрок, имеющий более высокий рейтинг имеет больше шансов занять высокое место. Но и игрок, у которого по каким-тот причинам оказался заниженный рейтинг, также имеет неплохие шансы оказаться в числе призеров или даже занять первое место. То есть спортивный принцип соблюдается. В остальном возможны некоторые вариации в конкретном выборе отдельных параметров.

Система Серп для пяти туров:

 Участники | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |    
 Имя 01    | XХ | (R)| (R)| (R)| (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    |    |    |        
 Имя 02    | (R)| ХХ | (R)| (R)| (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    
 Имя 03    | (R)| (R)| ХХ | (R)|    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    |    |    
 Имя 04    | (R)| (R)| (R)| ХХ |    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    |    |    
 Имя 05    | (R)| (R)|    |    | ХХ | (R)|    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    
 Имя 06    | (R)| (R)|    |    | (R)| ХХ |    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    |    |    
 Имя 07    |    |    | (R)| (R)|    |    | ХХ | (R)|    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    
 Имя 08    |    |    | (R)| (R)|    |    | (R)| ХХ |    |    | (R)| (R)|    |    |    |    |    
 Имя 09    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | ХХ | (R)|    |    | (R)| (R)|    |    |    
 Имя 10    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | (R)| ХХ |    |    | (R)| (R)|    |    |    
 Имя 11    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | ХХ | (R)|    |    | (R)| (R)|    
 Имя 12    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | (R)| ХХ |    |    | (R)| (R)|    
 Имя 13    |    |    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | ХХ | (R)| (R)| (R)|    
 Имя 14    |    |    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)|    |    | (R)| ХХ | (R)| (R)|    
 Имя 15    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)| (R)| (R)| ХХ | (R)|    
 Имя 16    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    | (R)| (R)| (R)| (R)| (R)| ХХ |    


Система Серп для шести туров:

Участники
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
Имя 01
  1 
®
®
®
®
®
®
Имя 02
  2 
®
®
®
®
®
Имя 03
  3 
®
®
®
®
Имя 04
  4 
®
®
®
Имя 05
  5 
®
®
®
Имя 06
  6 
®
®
®
Имя 07
  7 
®
®
®
Имя 08
  8 
®
®
®
Имя 09
  9 
®
®
®
Имя 10
 10 
®
®
®
Имя 11
 11 
®
®
®
Имя 12
 12 
®
®
®
Имя 13
 13 
®
®
®
Имя 14
 14 
®
®
Имя 15
 15 
®
Имя 16
 16 




Система Серп для 10 туров:

ВНИМАНИЕ! Для этой таблицы надо смотреть только верхнюю часть: идёте от своего крестика вправо и вверх и всех своих партнеров находите по соответствующим звездочкам.
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  
Имя 01 1 * * * * * * * * * *                    
Имя 02 2 * * * * * * * *   *                  
Имя 03 3 * * * * * *   *   *                
Имя 04 4 * * * *   *   *   *              
Имя 05 5 * *   *   *   *   *            
Имя 06 6   *   *   *   *   *          
Имя 07 7   *   *   *   *   *        
Имя 08 8   *   *   *   *   *      
Имя 09 9   *   *   *   *   *    
Имя 10 10   *   *   *   *   *  
Имя 11 11   *   *   *   * *  
Имя 12 12   *   *   * * *  
Имя 13 13   *   * * * *  
Имя 14 14   * * * * *  
Имя 15 15 * * * * *  
Имя 16 16 * * * *  
Имя 17 17 * * *  
Имя 18 18 * *  
Имя 19 19 *  
Имя 20 20  


Система Серп для 11 туров:

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20  
Имя 01 Х * * * * * * * * * * *                  
Имя 02 * Х * * * * * * * * * *                  
Имя 03 * * Х * * * * * * * * *                  
Имя 04 * * * Х * * * * * * * *                  
Имя 05 * * * * Х * * *         * * * *          
Имя 06 * * * * * Х * *         * * * *          
Имя 07 * * * * * * Х *         * * * *          
Имя 08 * * * * * * * Х         * * * *          
Имя 09 * * * *         Х * * *         * * * *  
Имя 10 * * * *         * Х * *         * * * *  
Имя 11 * * * *         * * Х *         * * * *  
Имя 12 * * * *         * * * Х         * * * *  
Имя 13         * * * *         Х * * * * * * *  
Имя 14         * * * *         * Х * * * * * *  
Имя 15         * * * *         * * Х * * * * *  
Имя 16         * * * *         * * * Х * * * *  
Имя 17                 * * * * * * * * Х * * *  
Имя 18                 * * * * * * * * * Х * *  
Имя 19                 * * * * * * * * * * Х *  
Имя 20                 * * * * * * * * * * * Х  



Комментарии

  • ИльяВетров /15.03.2004 16:42/ В случае, если число игроков в каждой команде равно трем, получим, что каждый сыграет по восемь партий Нужно уточнить – в матчах между группами играют каждый с каждым, а не каждый с одним. /ВставленоСП/ Вообще – крутая схема. И годится для реальных турниров. Например, если в группе 1 игрок, получаем 2 тура, и это имхо наилучшая схема 2-турового турнира с произвольным числом игроков. Следующие варианты (5 и т.д. туров) тоже очень привлекательны, но увы – приходится подгонять число участников.
    • SergeiPavlov /15.03.2004 17:07/: На самом деле вариативность очень большая, так как можно ведь и лесенку слегка расширять. Т.е. получать 2+3+3+3 например, или 1+2+2+2. Это достигается «обкладывающими диагоналями». Вариативность шире, чем в ММ, так как там есть требование четности, а здесь его можно обойти иногда. И главное – спортивность результатов за счет системы начисления очков всегда можно обеспечить, и жеребьевки не нужны, и знание всех результатов до начала очередного тура не нужно и т.д. Для Дракона – вообще прекрасный вариант, учитывая возможный разброс рейтинга, не позволяющий проводить простые круговики.
    • SergeiPavlov: В догонку, так сказать, про двухтуровые варианты с любым количеством участников. А ведь это снимает вообще всякие там проблемы ММ по четности и т.п. Если турнир играется за два дня, то в первый день проводится такой короткий по турам этап, а во второй день снова всех переписали – и вперед! Неважно, играли ли накануне или нет. Как вариант. Как система с выбыванием – тоже. После каждых двух туров – уменьшаем вдвое, например...
    • Владимир Корсак: Схема очень хороша, особенно для форовых турниров, когда, особенно для участников из середины списка, играются партии и с более сильными (тебе дают приличную фору) и более слабыми (сам даешь приличную фору) и почти с равными (когда фора минимальная). Исключительно подходит для Дракона, когда состав вначале окончательно фиксируется и все партии играются одновременно. Недостаток системы я вижу в том, что применить ее для реальных турниров будет затруднительно. Во многих реальных турнирах (когда туры играются последовательно) окончательный количественный состав турнира определяется уже после его середины. Это проверено опытом и судьям не хочется пользоваться системой, которая бы не позволяла включать участников позже первого тура. Как правило хочется дать возможность участвовать в турнире как можно большему количеству участников и их ограничение из-за системы проведения турнира по крайней мере на сегодняшем этапе развития Го, нежелательно.

Второй недостаток (хотя это скорее не преимущество) в том, что эта система все-таки не решает проблемы нечетности. Кто против этого утверждения пусть напишет расписание (по турам) как в два тура, например, девять участников, даже по такой схеме, сыграют по две партии. Меньше чем за три тура они этого не сделают. Можно ввести, конечно, фиктивного игрока, но в этом случае об этом уже нельзя говорить как о преимуществе такой системы.
  • SergeiPavlov Ответчать даже и необязательно, так как нет таких систем вообще, чтобы при нечетном числе партий все они были сыграны за четное число туров, когда в каждом туре – одинаковое число встреч :о).
    • Владимир Корсак Так и я о том же, а у Вас эта система десятком строчек выше (там где вдогонку) была подана как не имеющая проблем по четности (в отличие от ММ) для любого количества участников в двухтуровом варианте.
    • SergeiPavlov: Да, согласен, не снимает в последовательных турнирах. Но кое-что все-таки дает...
  • Александр Селенков: Сергей! Мб я чего-то не понял, но в таблице на 10 туров – у кого 10, у кого 11, а у кого и 12 "*" – это так и задумано?
    • SergeiPavlov Для определения пар уже можно пользоваться верхней частью (этого достаточно: идёте от своего крестика вправо и вверх и находите всех своих партнеров).
    • ПавелСтрибук: Поставьте пожалуйста полоски, а то при перемещении взгляда влево легко сбиться.
    • SergeiPavlov: Лучше я номера вместо крестиков вставлю, а то слишком муторно в сотню клеток всталять минусы или неразрывные пробелы.
    • ПавелСтрибук: Спасибо, так даже лучше.
  • Алексей Рыбаков: Что-то я не пойму с таблицей: по ней получается, что я (участник №10) играю 5 партий с участниками 12-16, а затем.. еще 5 партий с ними же? Это если двигатся по звёздочкам вправо и вверх. Если не прав – уточните маршрут движения на моём примере, пожалуйста.
    • SergeiPavlov: Вы двигаетесь и вверх, и вправо от своего квадратика с номером одновременно: т.е. играете с 12,14,16,18,20 и с 8,6,4,2,1. Есть еще вопросы?
      • Алексей Рыбаков: Т.е. следует читать – собираем звёздочки, двигаясь по своей строке вправо, а по своему столбцу – вверх? Тогда всё понятно, спасибо.
      • SergeiPavlov: Да, все правильно. И еще: при правке в списках смотрите, чтобы число пробелов перед * было четным – иначе просто печатается *, а не делается отступ и т.д., как положено для очередного элемента списка (здесь я уже исправил).